Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ЧАСТЬ II
СИМВОЛЫ ИСКУССТВА
ДРЕВНЯЯ ЖИВОПИСЬ
Мы продолжали встречаться втроем и рассуждать о чудотворных иконах и магии живописи. Но сегодня мы беседовали о символах искусства и вопросах символизма. Разгоряченный нашими похвалами, видя наше внимание к его рассказам, Василий Коханенко увлеченно говорил.
- О магической силе искусства люди знали давно. Искусство и магия были едины.
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы уже в первобытную эпоху, примерно 60000 лет тому назад. Прекрасные памятники каменного века, пещерные росписи, написаны красками, а также выгравированы на камне. Люди того времени уже верили в магию и считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу и на людей. Они были уверены, например, что нужно поразить стрелой или копьем нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
На стенах пещер изображены десятки крупных животных.
Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Легкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - черное, красное, белое, желтое - производят и сегодня чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.
- А много ли пещер с росписями известно ? - спросил я.
- Только в Европе найдено около полутора сотен пещер сросписями. Сходные памятники известны и в Азии, в Северной Африке. Древнейшие произведения искусства найдены в Месопотамии и относятся к YI тысячилетию до н.э. Наибольшего расцвета искусство достигло в Вавилоне.
Неизгладимый след в истории мировой культуры и магической живописи оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Большая часть его возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Потому египтяне бальзамировали и сохраняли тела умерших в надежных погребальных сооружениях.
Создавалась также портретное изваяние, замещавшее для вернувшегося с того света души ее земную оболочку. Из пирамид складывались целые горда мертвых. Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Ее высота 146 метров и в ней может свободно поместиться, например, Исаакиевский собор. Но пирамида сосотоит сплошь из камня, внутри нее находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней лабиринты коридоров, которые после погребения фараона замуровывались. Погребальные комнаты украшались росписями.
Египет. династия египетских фараонов
Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чащее всго стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперед левой ногой. Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приемам изображения человека. Каждая часть фигуры представлена в своем повороте так, чтобы ее можно было видеть как можно полнеее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут не в неумении, а в строгом соблюдении определенных правил Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопудствовали иероглифы - знаки-картинки письма древних египтян. На них изображены не столько действительные, сколько желаемые события.
Египтяне верили, что изображенное непременно должо исполниться. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячилетий.
- А помимо Египта что еще интересного есть в наскальной живописи? - спросил я.
- Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской, или, по названию главных центров, критомикенской. Она просуществовала почти 2000 лет, пока ее не вытеснили в 12 в. до н.э. пришедшие с севера греки. Эгейская живопись также была мистической.
- А какая культура настенной живописи оказала самое большое влияние на других? - спросил я.
- Самое большое влияние на последующие поколения, пожалуй, оказало искусство Древней Греции. В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах.
Сюжеты для вазописи черпали из гомеровского эпоса, многичисленных мифов о богах и героях. Магический характер носило и искусство этрусков. Этрусски населяли Северную Италию примерно в 8 в. до н.э. У них существовал культ мертвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать ее по возможности приятной для умерших. Их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. До нашего времени сохранились "города мертвых" - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых.
*.*
Здесь я прервал рассказ Василия Коханенко и попросить
рассказать о раннехристианском искусстве.