Н. Ходаковский

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ

ЧАСТЬ II
СИМВОЛЫ  ИСКУССТВА

 СИМВОЛЫ

В символе частное представляет
всеобщее - не как сон, не как тень, но как
живое, мгновенное откровение непостижимого.
Гете

     О символике христианского искусства мы кое- что уже знали.  Но  нас  очень интересовал вопрос философии символизма. Что такое символизм,  в чем его сущность - вот что  хотелось знать.  Ведь в символизме,  казалось нам, заложен ключ магии живописи.  Конечно, мы знали, что символика это одновременно инструмент познания,  и древнейший фундаментальный метод выражения реальности,  способный вскрывать различные ее аспекты, неуловимые для прочих средств. Символ - это ключ, позволяющий проникнуть в большую область , чем он сам.
Володя Галахов даже прочитал нам свои стихи о символике:

             Человечества символы. Что они значат?
Для всей нашей жизни, для нашего Я?
Губкой иссохшей, жадно и глупо, мы вбираем
Слова - знаки живших людей. Быстро лепим себя -
непроизвольно!  Что впиталось излишне и давит с
рожденья? Что исконно твое и дарит тепло?
Что оставит тебе затерявшийся гений?
Кто вселил в тебя ненависть, зависть и зло?
Так до молнии черной, блеснувшей в глазах, ты останешься
тайной для себя и других ...,
а столетья спустя в зрачках-точках чужих оживет вдруг
и вспыхнет ТВОЙ безудержный страх!

 

     - Хорошо,  -  сказал я,  после того как Володя закончил читать свои стихи,  - но откуда берутся  символы,  как  они возникают? И вообще, что означает слово символ?
- У символа нет одного источника рождения, он возникает как  зримое отражение определенных информационных потребностей разных цивилизаций, культов, религий. Е.И. Блавацкая писала,  что  символика  - зримое выражение идей или мыслей...
Символ - это записанная притча, а притча - выраженный словами символ. - процетировал Володя.
- Верно,  но на мой взгляд не полно, - скзал Василий. - Индуистский  мыслитель  Ананда Кумарасвами видел в символике утраченное современным человеком "искусство мыслить в  образах".
Я тоже проявил свою эрудицию:
- А известный русский философ А.  Ф.  Лосев справедливо отмечал,  что все ,  утверждаемое нами о сущности как такой, поскольку  о ней нельзя ничего мыслить вне ее энергий,  есть утверждение символическое.
- Символика простирается через века и может содержать в немногих условных знаках мысль веков и мечты поколений,  будит  воображение и ведет в царство особого ".  Для глубокого изучения магических свойств жиавописи  необходимо  знать  ее символику,  накопленную сотнями поколений людей разных народов мира.
- Хорошо,  пусть так, но что означает само слово символ? - опять вмешался я.
- Слово  "символ"  пришло в западные языки от греческого слова <симболон>, что означает <смешанные в кучу>. Само термин  "символ" применяется с целью обозначения смыслового образа определенных идей. Например, в качестве символа у древних служили осколки разбитой плитки.  Люди могли узнать нужного человека,  если, скажем, места излома плитки при соединении совпадали. Символ является для них своеобразным условным знаком.  Смысл символа не должен быть понятым для непосвященных людей. Символ не может быть понят вне той почвы, на которой он родился.  Символ - это ключ,  позволяющий проникнуть в какую-то тайную область.
- Поиск процесса значения символа  связан,  вероятно,  с изучения социальной психологии опреденной группы людей.  Это дает возможность понять, как значение чего-либо передавалось из поколения в поколение при посредстве символов.
- Известно,  что способность создавать  и  использовать символы  есть всеобщее свойство человека во все времена и во всех местах,  и оно существенно не отличается от способности к мышлению вообще.
- А откда исходит история символизма? - спросил я.
- История  символа уходит в глубь времен на сотни тысяч лет ко времени позднего Палеолита,  когда люди жили в  пещерах,  на стенах которых символами изображали свои информационные потребности. Для сравнения скажу, что история письменности берет свое начало всего 5 тысяч лет назад.
- Хотя письменность была шагом вперед,  по сравнению с использованием древнего символизма, тем не менее знаки письменного языка не смогли полностью заменить символов.  Символизм  процветает даже в высокоразвитых обществах.  Надо сказать, что мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. Символ же, какой бы формой он ни был представлен, является своеобразным языком перевода действительной реальности в непознаваемый для многих мир.
- Время не изменило коренным образом структуру древнего символизма, но лишь последовательно прибавляло к нему новые понятия, не нарушающие его общего значения.
- Интересно, а какими были первыми символы? - спросил я.
- Изначально многие символы были упрощенным схематическим изображением определенных явлений реального мира. Символом  могли  быть геометрические фигуры,  картины,  предметы, схемы...
- Надо сказать,  что были и невидимые символы, существующие в качестве абстрактных идей. Например, одним из таких символов  стало понятие "мировое дерево" таинственного и загадочного понятия.
- Вот именно,  символ мог выражаться в звуке,  движении,  запахе,  но надо было  только  уметь  разгадывать  его смысл.  Возможно ведь общение между людьми благодаря различным формам искусства,  которые, в определенном смысле, также символичны.  Например, живопись. В творчесве живописца внутренний опыт переводится в видимые формы, когда эмоции, идеи, видения  художника  преобразуются  в его творческой работе и представляют собой визуализацию духовного опыта автора.
- Интересно, а что является основой символа?
- В символизме живописи заложен  сам  дух  натуры  или идеи, которую изображает художник. Поэтому символ может быть пережит только в творческом экстазе и является передачей информационной  сущности изображаемого мира.
- Значит, по своей природе он мистичен, как и сам процесс творчества?
- Да, символ во многом мистичен. Изображаемая действительность  должна  быть помещена в одно измерение,  и только тот художник,  который сумеет войти в это  измерение  сможет познать истинный смысл, заложенный в этом символе.
- Познать сущность символа можно лишь  при  совпадении мышления  художника,  создающего  символ,  и воспринимающего его.
- Мне  кажется,  - сказал Володя,  - что сущность всех явлений заключается в информационном единстве раскрытие тайн которого дает ключ к познанию загадок творения,  природы вещей и явлений жизни.  Художник способен познать это информационное  единство,  так  как он - не случайный гость в мире.
Существует определенное соответствие между жудожником и  натурой,  универсальным  информационным  пространством.
- Вот именно,  вставил Василий, - все существующее, все формы  и  явления этого мира только различные проявления каких-то информационных сил.  Конечно, при этом происходит определенные искажения, но все же всякому высшему в низшем может быть найден соответствующий символ.  Эта  информационная направленность не может прерваться,  так как она потеряла бы свою силу,  и мир утратил бы свое единственную гармоничную систему.
- Вы хотите сказать,  что  символизм  отражает  главный принцип герметизма - "что вверху, то и внизу". Я имею в виду, что низшее свидетельствует о высшем, а известное - о неведомом.
- Система символизма выражает соотношения материального мира  с  информационным,  отражая тесные связи между частями вселенной.  Основной закон символизма гласит, что реальность высшего  порядка может быть представлена реальностью низшего порядка, но обратное невозможно. Всякий символ, есть отражение определенного целого,  которое лишь отражено в нем и является хранилищем информации о том,  что он изображает. Предельно  общее понятие нельзя передать обычными словами,  его можно передать только посредством жудожественного  творчества,  символы.  Истинную  символику  можно  рассматривать как сгусток информации о реальности.
- Символ содержит в себе значение высшего,  которое изначально и вечно.  Оно сообщает символу ту силу, которая остается неизменной в веках.  Символ вызывает ощущение чего-то священного,  и спустя тысячелетия служит проводником  к  той природе,  которую он отражал.  Символы - сгустки информации, поэтому они передаются из поколения в поколение, представляя собой стабильные изображения,  не поддающиеся изменению. Такие символы имеют единую  общечеловеческую  природу.  К  ним можно отнести изображение змеи, спирали, креста, круга.
- Но многие символы,  популярные для  одних  поколений, могли по прошествии времени стать непонятными для других поколений.
- То же самое происходит и с произведения живописи.
- Почему же это происходит?  - поинтерессовался  я.
- Символы,  как и все в мире, переживают периоды своего рождения,  расцвета  и упадка.  Они могут носить временный и случайный характер, исчезать в одном месте и снова появляться в другом в новой форме.  Названия и значения их могут меняться, но их сущность по-прежнему сохраняется.
- Значимость  символа  вытекает из того факта,  что он является частью целого или полным его замещением.
- Не  значит  ли это,  что природа формирования символа состоит в том,  что определенный предмет или образ принимает значение  какого-то  явления охватывая разные качества этого явления?  Если предмет функционирует,  отражая сущность  чего-либо,  он функционирует как символ.  Здесь происходит информационная связь от оригинала к символу.
- Символ не просто служит эквивалентом чего-либо, он осуществляет взаимосвязь между художником и  природой.  Следует учитывать,  что  он обладает двойственным характером и может быть носителем неоднозначного или даже множественного  смысла. Он может дать основание для разных ассоциаций и толкований, вплоть до противоположных.
- Выходит,  - что начение символа никогда не может быть полностью познаваемо? - уточнил я.
- Конечно,  и сталкиваясь с ним,  художник должен  опираться на свой опыт,  чтобы понять,  что отражено в символе.
Символ имеет бесконечное количество значений,  так как действительность,  отраженная в нем,  безгранична. Каждый художник,  в силу своего таланта ,  может постигать их  на  любом уровне, но не каждый, может прийти к овладению символическим языком.
- Мне кажетс,  что тот,  кто относится к символу в буквальном значении,  не может постигнуть его настоящей сущности. Достигает употребления символического языка тот, кто сами прошел через внутреннюю трансформацию,  кто  воспринимает множественность  уровней бытия.  Это в широком смысле и есть "мистический опыт".
- Значимость символа может быть постигнута  не  логикой познания,  так как символ выводит их за пределы досягаемости разума, но лишь интуитивным путем.
- А вы не находите, что сознательное восприятие всеобщности символа случается редко, ведь природа ее сущности служит  стимулом для активной работы бессознательного?  Символы пробуждают индивидуальное сознание,  опыт и стимулируот поз-нание Мира.
- Символы являются тем ключом,  который открывает врата тайн мира. Простой художник, живя в Мире, о котором он почти ничего не знает, имеет ограниченную способность в его познании, и эту ограниченность он не в силах преодолеть.
- Уже в древности люди знали,  что человеческий ум не  в состоянии  сразу подняться до понимания божественного языка.
По их мнению боги,  оставляя за собой полную свободу пользоваться  теми  или другими символами,  открывали тайну своего языка лишь посвященным во время мистерий.  Посвящние -  различные ступени постижения невидимого, путь ученичества.
- Это интересно. Теперь понятно распространенное стремление настоящих художников хранить в тайне истинное значение символов. Некоторые символы стали  логическими  формулами, сохраняя свою природу,  структуру и содержание.  Скрытая реальность открывалась лишь тому, кто "вживался в сам символ".
- Подлинный  секрет высшей истины остается до конца невыразим.  Человеческий язык не способен передать сложные духовные понятия, поэтому разгласить их тайну невозможно. Учитель передает ученику не секрет сам по себе,  а  только  его символ и тот духовный путь,  с помощыо которого возможно его достижение.
- Мне кажется,  что мистерией символа стал изотеризм. С одной стороны художники-эзотерики, скрывают священные истины от непосвященных,  а с другой - раскрывют ее тем, кто прошел посвящение.  Такое прямое познание наделяет художника  даром прозрения или мистической интуиции, что постигается в моменты божественного озарения.
- Но  эти  состояния неуловимы и не поддаются описанию.
Пытаясь выразить их,  художники-мистики стремяться  найти  в своем опыте аналогию, которая бы отразила их мистические видения. Только посредством символов можно было как-то указать на эти переживания,  которые помогают художнику-мистику увидеть в себе "святое начало". Если художник проникся внутренним чувством бытия,  то все, что бы он ни творил, будет символом.
- Ценность подлинного символизма состоит в его силе выхода из мира видимых форм в мир горний.  Эзотеризм,  по  самой своей природе, окутан покровом тайн, - вот почему его доктрины неизменно выражались символическим методом.
- Следует ,  что все настоящие художественные произведения имеют свое символическое значение.  Без их понимания полотна  являются простой фотографией натуры.  Настоящая живопись и символизм всегда тесно переплетались.
- Настоящие  художники  отображают  свое понимание мира при помощи особых символических приемов.  Благодаря дошедшей до  нас  символики  живописи  мы получаем доступ к пониманию жизни и возможности познания. Художественные символы направляют  внимание,  вызывают ответную реакцию у других художников,  стимулирут восприятия, когда что-то сокровенное трудно точно определить.  Нигде так широко не представлено символическое выражение представлений, как в живописи.

 


Назад      Оглавление       Далее 



Ключевы слова сайта:

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ,МАГИЯ ЖИВОПИСИ,суфизм, икона, школы суфизма, чудотворные иконы, магия живописи, иконы, Картины, произведение искусства, художник,  ЦЕРКОВНАЯ ЖИВОПИСЬ,РАННЯЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ, Н. Ходаковский

© Copyright 2009-2011. Grandmir. ru

Использование материалов только с разрешения администрации сайта

Хостинг от uCoz