Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ЧАСТЬ II
СИМВОЛЫ ИСКУССТВА
СИМВОЛЫ
Василий показал нам полный список крестов.
КРЕСТЫ |
|
54. Латинский крест. Самый совершенный знак знак Бога и христианской веры, символ всех символов. Крест является основой западного символизма, включающего также различные монограммы, масонские, семейные, химические или торговые знаки. |
|
55. Крест св. Петра, который, согласно легенде, умер на таком перевернутом кресте. |
|
56. Крест св. Андрея, на котором апостол страдал и принял мученическую смерть. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой запрещался. |
|
57. Крест св. Антония или Египетский крест. Символ духовной, небесной власти. Послужил основой для гречекой буквы "Т"(тау) и впоследствии стал называться тау-крестом. Св. Франциск использовал его как свою подпись. |
|
58. Греческий или квадратный крест. Символ светской, земной власти, но полученной от Бога. Греческий и латинский кресты легли в основу средневековой геральдики. |
|
59. Крест Пати. |
|
60. Мальтийский крест. |
|
61. Трефовый крест. |
|
62. Крест, форма которого отражает связь с геральдической лилией. |
|
63. Головчатый крест. |
|
64. Вариант креста Пати. |
|
65. Разветвленный крест. Считался также крестом воров. |
|
66. Патриархальный крест. |
|
67. Западный тройной патриархальный крест. |
|
68. Изогнутый крест. |
|
69, 70, 71, 72. Различные формы могущественного креста. |
|
73. Восьмиконечный крест русской Православной церкви. Нижняя крестовина означает опору для ног. |
|
74. Русский крест со скошенной опорой. |
|
75. Перекрещенный крест, также означает Святой, или Германский крест. У гностиков - знак четырех таинств (философских начал). |
|
76. Иерусалимский крест. |
|
77. Римский Священный крест. |
|
78. Свастика, образованная из солнечного колеса. Этот крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность. |
|
79. Скрывающийся крест. Христиане использовали этот символ, напоминающий крест, во времена преследования их за вероисповедание. Считалось также, что он состоит из четырех букв греческого алфавита "Г"(гамма). |
|
80. Крест-свастика. |
|
81. Усложненная форма креста-свастики. |
|
82. Пустотелый крест, также содержащий в себе четыре греческих буквы 'Т'(гамма). В Германии этот красивый знак спортклубы использовали в виде своих эмблем. |
|
83. Построен четырьмя буквами «F» в такой последовательности: «Frish, Fromm, Fnihlich, Frei». (Крепкий, богобоязненный, жизнерадостный и свободный). |
|
84. Свастика, образованная из солнечного колеса, также встречается в форме отделенного креста в круге. |
|
85. Египетский символ жизни - тау-крест с петлей (анкх). |
|
86. Христианский анкх-крест, возникший из египетского знака. |
|
87. Крест-якорь был последним скрытым крестом. В нем мы видим тау-крест, скрытый под общим символом якоря. |
|
88. Коптский крест с четырьмя гвоздями. |
|
89. Поднятый крест занимал важное место в раннехристианских изображениях креста. |
|
90. Земля, на которой был воздвигнут крест, представлена точкой. Иногда было шесть точек, которые изображали крупинки песка. |
|
91. Изображение, взятое со старой монеты. |
|
92. Крест на колонне. |
|
93. Крест, установленный на трех ступеньках. |
|
94. Крест, установленный на четырех линиях, значение которых трудно объяснить. Они могли символизировать четыре Евангелия. |
|
|
95, 96. Два поднятых креста архангела. |
97. Поднятый крест с рукой около него (со старой монеты). |
|
МОНОГРАММЫ ХРИСТА |
|
98. Гностическая монограмма Солнца. Перекрещенно-замкнутые концы лучей представляют собой свод небес. |
|
99. Знак Христа, составленный из «I» и греческого «X». |
|
100. Двойной крест является раннехристианским символом. Он состоит из греческого «X» и креста. |
|
101. Очень древний языческий солнечный диск, толковался христианами как знак Христа. «I» - Иисус, «X» — Христос. |
|
102. Двойной крест в круге. См, выше. |
|
103. Предшествующий знак со вторым кругом. Наружный круг толковали как ограничение, предел, а внутренний - как вечность. |
|
104. Монограмма Иисуса. Вместо первых трех греческих букв имени Иисуса. IHS. Буква «Н», рассматривавшаяся и как латинская буква, придавала такое значение монограмме: «In hoc signo», т.е. «In this sign» — «в этом знаке». Это также означало: «Jesus Hominum Salvator», т.е. «Jesus Redeemer of Mankind» - «Иисус Искупитель Человечества». Широко распространенное в Германии толкование звучит так: «Jesus Heil und Seligmacher». (Jesus Savior and Redeemer — Иисус Спаситель и Искупитель.) |
|
105. Знак взят из мозаик в катакомбах. Знак Христа в трех разных форматах, наложенных один на другой. |
|
106. Диск солнца над крестом, изображающим его лучи. |
|
107. Этот знак появился из предыдущего в более поздний период. |
|
108. Тесно связанный с предшествующим знаком анкх-крест. |
|
109. Так называемое зеркало Венеры, символ планеты Венера. Похож на древний восточный символ Солнца. |
|
110. Древний восточный символ солнца. |
|
111. Согласно легенде Христа, этот знак явился во сне императору Константину, и голос сказал ему: «С этим знаком будешь ты побеждать». Поэтому он и сделал его эмблемой своего боевого стяга. Это знамя называлось Labarum. Знак образован двумя первыми греческими буквами имени Христа «X» и «Р». Также называется Signum Dei, и был, возможно, как христианский символ древней, чем крест. |
|
112. Знак Христа, часто встречается в виде замены «Р» на крючок. Здесь мы видим вместо «X» - крест. |
|
113. Представляет собой скрытый знак Христа. Рассматривается как пересечение четырех «X». |
|
|
114, 115. Два знака, широко известные в христианской церкви с ранних времен, а именно: Альфа и Омега. Известный отрывок из Апокалипсиса гласит: «Я есть Альфа и Омега». Нередко в буквы вписывается крест. |
|
116, 117. В этом примере форма Омеги изменена. |
118. Две буквы, соединенные с крестом в различных вариантах. Часто употребляется как знак Христа. |
|
119. Комбинация знака Христа с «I» и «С», Jesus Soter, Иисус Христос, Спаситель. |
|
120. Здесь греческое «Р» заменено латинским «R». |
|
121. Тау-крест с Альфой и Омегой. Эта, как и другие приведенные здесь монограммы, тесно связаны с Христом. |
|
122. В этом символе прибавление латинского «Н» образует «НОС». |
|
123. Монограмма Христа. Старый знак Спасителя, или Духа Святого. |
|
124. Красивый знак Христа, напоминающий Египетский анкх-крест. Подобных монограмм очень много, т.к. изобретательность ранних христиан была безгранична. |
|
125. Линия над монограммой и в этом случае означает Святой Дух. |
|
126. Здесь «Y» заменяет «I». Это было нередко в Средние века. |
|
|
127, 128. Эти два знака представляют собой дальнейшее развитие знака Христа. |
129. Местонахождение розетки в этой фигуре придавало знаку несколько специфических значений. По одной из теорий, Омега, внизу розы, читалась как «S», и знак означал «Rosa Rosarum», - одно из имен Девы Марии. В этом случае значение самой розы также становилось ясным. |
|
130. В данном знаке рыба — символ, взятый из очень раннего периода христианства. Слово «рыба» на греческом - ICHTHUS, а первые буквы пяти греческих слов значат «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». |
|
131. Знак Христа вместе с греческим словом «рыба». |
|
132. Этот знак появился вследствие влияния греческих облаток для причастия и означает: «Иисус Христос, побеждай». Шесть знаков Святой Троицы. В некоторых из них знак Христа соединен с треугольником, знаком Бога-Отца. В последнем знаке три круга означают триединство, каждый круг независим и совершенен сам в себе. Подробный анализ каждого символа неосуществим. |
|
ДРУГИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЗНАКИ |
|
Шесть знаков Святой Троицы. В некоторых из них знак Христа соединен с треугольником, знаком Бога-Отца. В последнем знаке три круга означают триединство, каждый круг независим и совершенен сам в себе. Подробный анализ каждого символа неосуществим. Следующий знак - простой символ Троицы и не труден для современного понимания. |
|
139. В этой фигуре три ипостаси Троицы представлены в часто употребляемых простых символах. |
|
140. Крестообразная монограмма, составленная из греческих слов (Phos) и жизнь (Zoc). |
|
141. Богоматерь. На греческом: Meter Theou, сокращенно Меr Thu. Штрихи сверху монограммы означают святость, как общепринятый символ нимба. |
|
142. Amate! Love! Любовь. |
|
143. Прелестная трактовка этого креста, иногда называемого крест-якорь, следующая: Христос, символизируемый крестом, рожденный Марией, символизируемой полумесяцем. |
|
144. Монограмма Марии. |
|
145. Семисвечник. Символ Ветхого Завета. |
|
146. Это ранний символ Троицы. Каждый круг, имея свой собственный центр закончен и совершенен, однако есть общая часть, которая как маленький центральный щит закрывает все три окружности. |
|
147. Символ веры, терпеливая надежда на спасение свыше. |
|
|
148. 149. Два знака, употребляемые для изгнания злых духов. В обоих случаях, как с пентаграммой, так и с октограммой, нужна определенная сноровка при записи. Человек грубый не в состоянии изобразить их. |
150. Символ мира (вселенной). Темный центр - земной шар и вода. Это древнее понимание мира, окруженного внутренним кольцом эфира и наружным кольцом неба. |
|
151. Упрощенное представление Мира. По древним понятиям Земля была разделена следующим образом: Центром мира был Иерусалим, земля обетованная, место спасения! Верхняя половина шара представляет Азию. Вертикальная линия изображает Средиземное море. Направо и налево от него лежат Африка и Европа. В раннехристианском искусстве Бог изображался держащим этот шар в руках. |
|
152. Более позднее изображение предыдущего символа. |
|
153. Другой знак, также изображающий Мир, вероятно, относится к той лее категории. Основан на квадрате, допускает массу толкований. |
|
МОНОГРАММЫ |
|
Монограмма — это знак, составленный из букв, переплетенных между собой. Латинские буквы, которыми мы пользуемся в настоящее время, являются знаком высшего благородства и красоты. |
|
Мы, вообще говоря, настолько привыкли связывать представления о звуках с видом этих форм, что нам очень трудно отделить букву от звука и воспринимать ее как символ. |
|
Арабские цифры, которые, конечно, обязаны своим происхождением совсем другой части света, с видом которых мы хорошо знакомы. |
|
161. Монограмма играет важную роль в мире символов. Греки были первыми изобретателями монограмм и достигли наивысшей славы в этом в византийский период. Это трудно объяснимые монограммы, т.к. буквы в них или перевернуты или лишь частично написаны. Так что обычно требуется большое искуссство, чтобы расшифровать их. |
|
162. Греческая монограмма. |
|
163. Византийская монограмма имени Arecbindus. |
|
164. Во многих византийских монограммах мы находим форму OV. Документы этого периода заканчивались именем в родительном падеже и монограммой. |
|
165. Византийская монограмма, значение которой неизвестно. |
|
166. Монограмма, образованная с христианским Тау-крестом. |
|
167. Другая монограмма религиозного содержания, очень похожая на знак Христа. |
|
168. Эта монограмма также христианского содержания. |
|
169. Монограмма человека с христианским именем Павел (Paul). |
|
170. Монограмма имени Иоанн (Johanes). |
|
171. Аркадий. |
|
172. Николай. |
|
173. Монограмма Феодосия. Византийский период. |
|
174. Vivas in Deo. Бог с тобой. Выражение доброжелательности, составленное раннехристианскими буквами. |
|
175. Bene Valete. Доброго здоровья. Форма приветствия, часто стоявшая в конце старых папских документов. |
|
176. Монограмма епископа Аретраса Цесарейского. |
|
177. Палеолог. |
|
178. Монограмма Ульфила, Епископа готов (Goths). |
|
179. Именной знак императора Юстиниана. |
|
180. Монограмма Мануила II. |
|
181. Монограмма Пигтина Короткого. Крест был нарисован писарем, а точки - самим королем. |
|
182. Charlemagne. Император рисовал самолично только ромб в середине. Писарь же дописывал остальное. |
|
|
183. 184. Два знака Отгона Великого (Otho I ), из которых первый не связан с его именем. |
185. Византийские монограммы - самые красивые знаки, составленные из букв, их конструкции свидетельствуют о большом уме и серьезном мышлении. Эта глава заканчивается красивой Византийской монограммой, объяснение которой неясно. |
|
МАСОНСКИЕ СИМВОЛЫ |
|
Это знаки, которыми подмастерья-каменщики в Средние века помечали свою законченную работу. Их находят высеченными на многих германских соборах и других средневековых постройках. Масонские ложи были могущественными цехами каменщиков. Главной была масонская ложа Страсбурга, имевшая власть над всеми другими ложами во всех германоязычных странах. Члены этих цехов были тесно связаны в своей работе. Первоначально эти масонские ложи всецело контролировались Церковью, но впоследствии они вышли из-под ее влияния. Однако они остались мощным союзом людей, отличающихся своей принципиальностью и приверженностью церкви. По окончании своего обучения подмастерье получал знак, присваивавшийся ему его мастером. Этот знак был взят из так называемой материнской фигуры, которая отличала Каждую масонскую ложу. Символы могут точно указать, откуда подмастерье, который работал над каким-либо определенным зданием. Позорное поведение могло привести к тому, что масон лишался своего знака и исключался из ложи. Первой обязанностью подмастерья, когда ОН приходил к своему мастеру, было создание знака своей собственной Ложи, и затем объяснение символики перед собравшимися коллегами в собрании ложи. Мастер масонов разрешал включить их в знак и в щит. Здесь представлено несколько знаков каменщиков разных эпох. |
|
344. Сублимация, возгонка. |
|
345. Осаждение. |
|
346. Обжиг. |
* . *
- Это все очень интересно. А как возник символ русской
государственности?
И мы снова стали слушать рассказ Василия Коханенко.