Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ЧАСТЬ III
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ХРИСТОС И ДЕМОН
Когда мы разобрались с вопросами магического действия чудотворных икон и вопросами символизма, мы решили разобраться с проблемой магии живописи и определить, может ли живопись оказывать магическое воздействие на человека.
- Интересно, - начал я разговор, - а в чем отличие иконописи от живописи? Отцы Православной церкви сравнивали икону со Священным Писанием. Священное Писание - это откровение и благодать Божия, заключенная в человеческом слове. Икона - это Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Но Библейские сюжеты нашли отражение не только в иконописи, но в иллюстрациях к летописям, в живописи. Религиозная тематика превалирует, например, в искусстве Ренессанса.
- Да, это так. - Продолжил разговор Василий.- Художники Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхард, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции и многие другие в своих полотнах отразили мотивы христианской истории, а также мифологии Древней Греции. Но их религиозная живопись далека от иконописи. Картина не может стать иконой. Картина не внутреннее видение духовного мира, а его отражение. Картина всегда остается уголком реальной действительности. Икона вводит человека в мир вечности. В картине же вечность подменена случайностью, эпизодичностью. В картине цвета поют, говорят и кричат.
Краски и цвета в иконе это не просто цвета, а ритмы гимна, который поет душа.
- Искусство Ренессанса - это отражение и имитация земного бытия. Художники Ренессанса - это светские художники, писавшие на религиозную тематику. Полотна этих художников - земное божество. Они гениальны с точки зрения техники живописи. Техника превалировала над духовностью.
- Не поэтому ли Отцы Церкви считают, что искусство Возрождения - это апофеоз человеческой гордыни и нераскаянного греха ? - спросил я и сам же начал рассуждать: - несмотря на гениальность этих работ с позиции эстетики живописи, они могут оказывать и негативное воздействие на человека с позиций православной церкви, усиливая в человеке греховное начало и гордыню.
- Чтобы разобраться в этом нам необходимо проанализировать работы художников, которые писали на религиозные темы, - сказал Володя Галахов.
А с чего начнем? - спросил я.
- Давайте рассмотрим творчество эпохи Возрождения на примере великого итальянского удожника Тициана.- предложил Галахов.
Тициан
автопортрет(1566)
- Можно. Тициано Вечеллио - ярчащий мастер венецианского Возрождения. - согласился я.
- А откуда он родом, каков его жизненный путь? - Ведь жизнь художника отражается в его работах и соответственно оказывает то или иное влияние на людей? - спросил Галахов..
Василий Коханенко ответил:
- Происходил он из родовитой провинциальной семьи. Ребенком был отдан отцом в мастерскую Себастьяно Дзуккато, затем учился живописи в мастерской главы венецианской школы Джованни Беллини и у его брата Джентиле Беллини. В 1507 г. стал помощником Джорджоне и после его смерти завершил некоторые его картины. Пришло признание. Занимал должность официального живописца Венецианской республики. Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были император Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художник был тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой.
- Значит, еще при жизни он купался в славе, - начал рассуждать я. - Печать славы и всеобщего восхищения не могли не сказаться на его работах и их влиянии на нас. Есть ли у кого-нибудь репродукции его работ?
Володя Галахов встал и достал из шкафа альбом с репродукциями Тициана.
-Творческое наследие Тициана огромно, - стал говорить он, разворачивая репродукции. - Это многочисленные полотна, фрески, превосходные подготовительные рисунки, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, пейзажи.
Василий Коханенко.
- Семидесятилетний творческий путь Тициана отразил эволюцию его представлений о мире, от ощущения радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий. Вот его полотна “Цыганская мадонна”- он стал показывать репродукции, рассказывая где в настоящее время хранятся работы художника – выставлена в Вене в Музее истории искусств , а это “Святое Собеседование", картина хранится в Национальной галереи в Эдинбурге.
- Простите, - прервал я Василия, - а что означает “Святое собеседование”?
- Это образ Девы Марии и Младенца с фигурами святых по обеим сторонам от них.
Этот образ встречается в христианском религиозном искусстве Востока и Запада. В XIY - XYI веках этот образ развился в единый образ, получивший название “Святое собеседование”, в котором святые сгруппированы на одной картине. Святые разных времен предстают вместе, независимо от того, когда они на самом деле жили. Тот или иной святой, присутствующий на картине, - это часто ключ к разгадке места происхождения картины. Дело в том, что каждой местности покровительствует свой святой он и включается в картину.
- А вот, посмотрите, замечательная, на мой взгляд, работа “Три возраста” - тоже хранится в Национальной галерее в Эдинбурге. -обратился к нам Володя Галахов, показывая репродукцию.
- Смотрите, здесь чувствуется лирическая мягкость интонаций, идиллическое восприятие природы. Но вот уже в работе “Любовь земная и небесная”, которая находится в Галереи Боргезе в Риме, появляется чувственная радость бытия, праздничный парад красок.
Посмотрите его работы второй половины 1510-х гг. - “Мадонна с вишнями” из Музея истории искусств в Вена, “Мадонна с четырьмя святыми” Картинная галерея в Дрездене.
А вот полотно построенное на драматическом контрасте образов “Динарий кесаря”, находится там же. В этих работах чувствуется монументальное начало, энергия светотеневой лепки и цветового звучания.
Производит неизгладимое впечатление Семиметровый алтарь “Ассунта”, “Вознесение Марии” в церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции с его экспрессий поз и жестов. Кстати, это первое произведение, которое и называют живописью, “большого стиля” Высокого Возрождения.
Возвышенная героика, триумфальный пафос, яркость эмоций определяют и характер алтарных композиций Тициана - “Вознесение Христа” в церкви Санти Надзаро э Чельсо в Брешии и “Мадонна Пезаро” в церкви Санта Мария Глариоза деи Фрари в Венеции.
- Простите, господа, - прервал я рассказ Василия.- Все это очень интересно. Но это, так сказать история, это все искусствоведческие аспекты. Но нам интересно разобраться в магии его живописи, в символике живописи.
- Что касается символики, давайте посмотрим, например, атрибуты в изображении Девы Марии у художников эпохи возрождения. В полотнах с ее изображением мы увидим, например, лилии, оливы, звезды, дерево Иесея, различные символические предметы, - стал говорить Василий.
- А что означают эти символы, - спроcил я.
- Лилия с античных времен, благодарая своему белому цвету, является символом чистоты. Чаще, чем любые другие цветы, она является цветком Девы Марии. Она особо ассоциируется с благовещением. Оливковая ветвь является эмблемой мира; иногда она заменяет собою лилию на картинах Благовещения художников, например, сиенской школы. Звезда обычно изображается на плаще Девы Марии. Ее присутствие объясняется одним из названий Марии - “Морская звезда”, что соответствует значению еврейской формы ее имени Мариам. Дерево Иессея в качестве атрибута Девы Марии принимает форму ветви с цветами. Это генеалогическое дерево Христа, произрастающее от Иессея, отца Давида.
Большое значение имеют и символические предметы на картинах Девы Марии. Предметы, особенно плоды, птицы, сосуды для питья заключают в себя целую систему христианской символики. Их особенно часто можно видеть на картинах художников Европы XYI - XYI веков. Яблоко, которое, как правило, держит в руке Младенец Христос, - традиционный плод Дерева познания и таким образом указывает на Младенца как на будущего спасителя рода человеческого от первородного греха. То же самое в голландской живописи имеет апельсин (китайское яблоко). Виноград символизирует евхаристическое вино, кровь Спасителя. Великий Августин говорил “Иисус есть виноград Земли Обетованной, кисть, положенная под давильный пресс”. Колосья зерна, если они вместе с виноградом, символизируют хлеб Евхаристии. Вишня, называемая райским фруктом, вручаемая в качестве награды за добродетельность, символизирует Небо. Гранат, фрукт, имеющий несколько символических значений, используется часто для указания на Воскресение Христа. В античности он был атрибутом Прозерпины, дочери богини хлебных злаков Цереры, которая каждую весну воскрешала землю к новой жизни отсюда его ассоциация с идеей бессмертия и ее христианским результатом - Воскресением. Символика Ореха - обычно изображается расколотый грецкий орех- была разработана Августином: внешняя зеленая оболочка - это плоть Христа, скорлупа - дерево его креста, ядро - его божественная природа. Птица означает душу человека, которая с его смертью отлетает. Она обычно изображается в руках Младенца - чаще всего это щегол. Основанием для связи его с Христом является легенда о том, что щегол приобрел свое красное пятнышко в тот момент, когда слетел на голову к идущему на Голгофу Христу. Он извлек терновую косточку из бровей Христа, и на него капнула кровь Спасителя. Развитие этой символики встречается в живописи Европы в XYII веке, когда те же предметы стали использоваться в натюрморте, сохраняя при этом - как в выборе, так и в расположении - в качестве символов христианской веры.
Владимир Галахов.
- Но вернемся все же к работам Тициана второй половины 1510-х гг. К этому времени относится серия “Вакханалий”, написанных для герцога Феррари Альфонсо д'Эсте “Праздник Венеры” и “Праздник на Андросе” из Прадо, а также “Вакх и Ариадна” из Национальной галереи в Лондоне.
В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан соединяет легенды и реалии современной жизни. Так в “Венере Урбинской” он переносит богиню, кстати, ее облик отчасти навеян “Спящей Венерой” Джорджоне, в уютный покой венецианского дома. В грандиозном полотне “Введение во храм”, которая находится в Галереи Академии в Венеции, евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленной толпы. В его полотнах этого периода, как мы видим, происходит соединение мифа и современности. Это характерного и для его большого полотна “Се человек” из Музей истории искусств в Вене.
Но, заметьте, уже в середине XYI в. характер творчества Тициана меняется. Смотрите, в религиозных композициях “Мученичество св. Лаврентия” и “Положение во гроб” нарастает драматизм. Он вновь обращается и к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты, вот, например, “Даная”, “Венера и Адонис” и “Венера перед зеркалом” К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне, которое находится в Эрмитаже.
- Кстати, вот “Венера перед зеркалом”. Случайно ли Тициан изображает Венеру перед зеркалом или в этом тоже есть какой-то тайный смысл? - спросил я.
Володя подумал т ответил.
- Зеркало в искусстве могло символизировать благорозумее, если на полотне присутствует и змея, или символизировать истину. Но изображение Венеры с зеркалом в античную эпоху - символ распутства. Но продолжим рассмотрение его работ. Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Динамика, смятение, сильные порывы страстей ощущается в серии мифологических композиций на сюжеты “Метаморфоз” “Диана и Актеон” и “Диана и Каллисто”. Эти работы хранятся в Национальной галереи в Эдинбурге. Это характерно и для его полотен “Похищение Европы” из музея И. Гарднера в Бостоне, и “Охота Дианы” из Национальной галереи в Лондоне.
Эти полотна пронизаны стремительным движением и вибрацией цвета, так называемой “поздней манеры”, характерной для последних работ Тициана “Св. Себастьян” из Эрмитажа и “Пастух и нимфа” из Музея истории искусств в Венеции и других работ. Их отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство. Кстати, новаторство “поздней манеры” не было понято современниками и оценено лишь в более позднее время.
- Смотрите, какой сложный путь проходит развитие творчества Тициана, - сказал я. - Естественно, что и воздействие его полотен на зрителя на разных этапах его творческого различно. Тициан стремительно вырывается из границ религиозной иконописи создает, если можно так выразиться, светскую религиозною живопись. Интересно, как воспринимать эти работы если даже не знаешь, что хотел сказать автор. Ну вот хотя бы эта репродукция. - Я взял репродукцию картины “Сбор подати”. - Что я здесь вижу: два человека смотрят друг на друга. И все. Полотно, конечно классное. Чувствуется рука мастера. И все. Я не понимаю его сюжеты...
Встреча с Тицианом
Ребята засмеялись. Я несколько смутился и невольно погладил рукой по репродукции и вдруг... Свет на мгновение погас, потом опять стало светло... но ребят не было, не было и нашей маленькой уютной квартиры...
Я стоял посреди роскошной залы, свешенной множеством свеч и увешанной полотнами. В большом кресле, напротив меня сидел элегантный мужчина в светском костюме XYI века и весело смеялся.
- Не удивляйтесь, не удивляйтесь. Я - граф Палатинский или, как вы меня называете запросто, Тициан. Так вас интересует моя живопись и вы не понимаете сюжетов моих картин ? Забавно, забавно. Ну уж если вас заинтересовало мое полотно “Сбор подати”, извольте, поясню. И так, вы сказали, что на полотне изображены два человека, смотрящих друг на друга. Что это за люди? Обратите внимание, что на голове у левой фигуры что-то есть. Это что-то - символическое изображение ореола или, как говорят, нимба. В религиозном искусстве нимб, ореол - зона света, расположенная вокруг головы божественной или причисленной к лику святых личности. Ореол, как мне известно, появился в христианском искусстве около V века. Его использование поначалу ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и других. Нимб постепенно стал приобретать несколько очертаний. Крестообразный нимб обычно является атрибутом Христа. Треугольный нимб, символизирующий Троицу, принадлежит Богу-Отцу. Квадратным нимбом наделяются живые, современные художнику, личности, такие, как папа, император и донаторы. Богословские и основные добродетели и другие аллергические фигуры имеют шестиугольные нимбы. Известная круглая форма принадлежит главным образом Деве Марии, ангелам и святым. В живописи периода, который вы называете поздним средневековьем, он изображается как плоская золотая пластинка, на которой было начертано имя обладателя нимба. Художники моего времени стали сводить нимб к простому кругу, который показывался в перспективе, а потом и вовсе он стал использоваться редко.
- А в чем отличие терминов ореол и нимб?- спросил я.
- Термин “ореол” обозначает свечение, которое окружает всю фигуру, а не только голову. Это специфический атрибут божественности, и он остается только для Христа. Так вот, вернемся к моей работе “Сбор подати”. Теперь, после моего рассказа, вы без труда определите, что левая фигура на моем полотне - это Христос. Это все достаточно просто. Больший символический смысл моего полотна имеет монета, которую держит в руках второй человек.
Помните, когда Христос учил в иерусалимском храме, фарисеи спросили его: правильно ли, что они платят подать Риму? Они, естественно, хотели спровоцировать Христа на ответ, который дал бы возможность обвинить его - либо римскими властями, либо теми из иудеев, которых возмущала необходимость платить. Указав на изображение императора на монете, Христос своим ответом обезоружил их: “Отдайте кесарево кесарю...” В этой сцене могут быть лишь две фигуры - Христос и фарисей, который держит монету.
А теперь подумайте, что означает монета как символ и смысл моей работы будет ясен...
Я закрыл глаза, пытаясь вспомнить символический смысл монеьы, а когда открыл их , я оказался в своей комнате с моими друзьями. Они даже не заметили мое отсутствие и продолжали свой разговор, но в нем я уже не принимал участи, столь действенной оказалась моя встреча с Тицианом.