Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ЧАСТЬ III
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ
На следующий день мы опять собрались вместе и стали говорить о русской религиозной живописи.
- Несколько иной характер, нежели европейская живопись возрождения, имеет русская религиозная живопись, - снова заговорил Володя Галахов. - Это, по существу, религиозно-философская живопись. Это попытка поиска человеческой мыслью Божественного начала. Сильное магическое воздействие оказывают, например, полотна Николая Ге.
Василий Коханенко взял альбом с репродукциями Николая Ге.
- ГЕ Николай Николаевич родился в 1831, в Воронеже. Это был выдающийся мастер религиозной картины.
- Первой, по собственным словам Николая Ге, “самостоятельной картиной”, к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала “Тайная вечеря”. Она экспонируется в Русском музее, - сказал Володя Галахов.
- А в чем, интересно, заключается замысел работы? - спросил я.
- Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества - вот замысел работы, - ответил Галахов. - Раскрывая его, Ге говорил, что на "Тайной вечере" происходит "разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век". Иуда в понимании Ге - не мелкий предатель и негодяй, а убежденный вероотступник, изменивший идее духовного освобождения всего человечества более конкретной цели - освобождению порабощенной родины, Иудеи.
- А в картине “Что есть истина?”, - заговорил Василий Коханенко, - которую можно увидеть в Третьяковской галереи, Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливоцинический вопрос. Л. Н. Толстой в письме к Дж. Кеннану в 1890 году отмечал, что это произведение составляет “эпоху в христианской живописи”, ибо вместо “отношения к Христу как к Богу” дает “нравственное понятие его жизни и учения”.
- Аллегорическая фигура Истины, - заговорил Володя Галахов, - встречается в средневековых псалтырях вместе с тремя другими добродителями, иллюстрирующими Псалом (85:10). “Милость и истина встретятся, правда, то есть справедливость, и мир облобызаются”. Истина в произведениях античного искусства и с XIY века христианского искусства изображалась голой и неприукрашенной. В христианском искусстве она изображалась вместе с Милосердием, которое в свою очередь изображалось в одеждах. Она получила новую роль в XV веке в “Клевете” Апеллеса, и с тех пор встречается в основном в светском искусстве, став популярной фигурой в ренессанской и барочной системе аллегорий. Идея того, что Истина сокрыта, связывалась с представлением о Времени, как инструменте ее раскрытия. То есть истина в конце концов обнаружится. Отсюда тема “Время, открывающее истину”, популярная в XYI - XYII веках, демонстрирующая Отца-время, снимающего вуаль с обнаженной фигуры Истины. Обычными атрибутами Истины были Солнце в виде светящегося диска, которое она держит в руке. Его свет обнаруживает Истину; Зеркало, которое не лжет; или персик с одним листом (символы сердца и языка, которые, когда они в согласии, говорят правду. Лавровый венок является напоминание о том, что в конце концов она всегда побеждает. Она стоит на шаре, что означает, что она превыше всего в мире.
- Экспрессионизм Ге, - добавил Василий, - достигаетт апогея в картинах “Христос и Никодим” и “Голгофа”, которые хранятся в Третьяковской галерее.
- А каково символическое значение Никодима? - спросил я.
Владимир Галахов.
- Никодим был фарисеем и членом Синедриона - главного суда в Иерусалиме. Он ночью пришел к Христу получить от него наставления. Христос изложил среди прочего мысль о необходимости духовного возрождения через крещение. В картинах разных художников они либо оба сидят при свете свечи, или Никодим стоит, полный уважения, перед Христом. Никодим также участвует в погребении Христа.
Василий Коханенко
- Но хотелось бы особо отметить магическое влияние картины Ге "Христос в Гефсиманском саду". Христос наедине с самим собой, с болью, страхом на фоне южной ночи. Пятна лунного света на земле, деревьях, фигуре.Лицо Христа, живущее напряженной жизнью, выражает не мольбу, а решимость и твердость.
- Но критика встретила картину холодно, - прервал его я.
- Это подтвержает, что магия картины не тождественна ее оценке искусствоведами, - заметил Василий Коханенко.
- Магическая сила полотна отчетливо чувствуется в работах другого русского художника И. Н. Крамского. - Задумчиво сказал Володя Галахов. - Недаром сходный обрах Христа,- углубленного в себя, измученного, создает он в 1872 году. Его холст "Христос в пустыне" имел не только колосальный успех, но и обладал огромным магическим воздействием.
И. Н. Крамской "Христос в пустыне"
- Мне кажется, - сказал я, возвращаясь к разговору о работах Николая Ге, - что картины “Голгофа”, "Христос в пустыне", "Христос в Гефсиманском саду" не имеют символических аналогов в мировом искусстве. До Ге отражались в основном сюжеты “Христос, благословляющий детей”, “Христос в доме Марфы и Марии”, “Христос, идущий по волнам”, “Христос, изгоняющий торговцев из храма”, “Христос исцеляет слугу сотника”, “Христос на ужине с Симоном Фарисеем”, “Христос, несущий крест”, “Христос, с которого срывают одежды”, “Христос, умывающий ноги ученикам”. Я хочу сказать, что Ге хочет подчеркнуть символизм Галгофы, пустыни, сада.
- Но можно назвать много других выдающихся мастеров религиозной живописи. - Сказал Володя Галахов. - Большой магической силой обладают картины Владимира Лукича Боровиковского (Боровик).
>
Он родился в казачьей семье. Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Пройдя воинскую службу, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко. Большой интерес представляет его “Богоматерь с млаенцем” из музея украинского искусства в Киеве.
- Он вообще активно претворяет опыт барочного искусства в религиозных заказах. - Заметил я.
Василий Коханенко
- Особое место в русской религиозной живописи занимает ИВАНОВ Александр Андреевич, российский живописец.
Он родился в семье видного живописца-классициста А. И. Иванова. Отец был главным наставником будущего мастера во время его учебы в Академии художеств.
- Уже ранние полотна Иванова - “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” из Третьяковской галереи и “Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию” из Русского музея, заметил Володя Галахов, - показали, что он обладает особым мистическим даром. Разрабатывая собственную философию искусства, Иванов перенимает идеи кружка Д. В. Веневитинова, соприкасается со славянофильской философией истории. Особое воздействие на него оказывает учение Ф. Шеллинга, рассматривавшего искусство как высшую форму постижения мира.
- Библейско-евангельская тема понимается Ивановым как основной путь творческого поиска, - добавил Василий. - Новыми подступами к ней стали эскизы к неосуществленной картине “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина”, , а также величественно-грациозное полотно “Явление Христа Марии Магдалине”, которые хранятся в Русском музее, за которое Иванов получает звание академика.
- Замысел его “всемирного сюжета”, центрального произведения жизни - “Явления Мессии” или как привычнее “Явления Христа народу”, то есть прихода Спасителя к толпе "лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных" собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от скорбей и бед, жестом указывая на приближающегося издали Бога-Сына, - уточнил Володя.
- Кстати, как вы знаете, - заметил я, - работа над картиной растянулась на 20 лет и сейчас она выставлена в Третьяковской галерее.
- Художник разрабатывает сложную гамму чувств, сказал Василий Коханенко, - от недоверия, вражды и равнодушия до крепнущей веры, - богатейший диапазон характеров и народных типов, восходящих к различным прообразам - от итальянской бедноты до Н. В. Гоголя, с которым портретно связана одна из “дрожащих фигур” среднего плана справа. Пространственный размах пейзажных далей в контрасте с теснотой переднего плана призван дополнительно усилить магию произведения.
- Простите, но Иванов подчеркивает, что это “историческая картина”, являющая собой этап в жизни природной и человеческой, оказавшейся “на перепутье из физических сил к духовным”, из рабского прошлого к царству грядущей свободы, - сказал я. - Он сам отмечал в письме великой княгине Марии Николаевне в 1838 году, что программно ставит своей целью, “служить как моей картиной, так и этюдами живым напутником в средоточии нашего отечества”. Следовательно, это скорее не религиозная живопись, а историческая.
Василий Коханенко
- Замыслы Иванова требуют для своего воплощения монументального храмового пространства. Он мечтает о том, чтобы
поместить своего “Мессию” в храм Христа Спасителя, который строится в то время в Москве.
- Иванова увлекают исследования Д. Ф. Штрауса, его “Жизнь Иисуса”, = замети я. Под воздействием рационализма Штрауса мастер несколько охладевает к “Явлению Мессии”, хотя и доводит работу до конца. Новый, еще более грандиозный проект, проект храма, влечет художника, - для него, в виде эскизов будущих росписей, он создает огромный цикл акварелей и рисунков. Мерная эпическая ритмика сочетается тут с феерическими, романтически-визионерскими эффектами, предвосхищающими искусство символизма.
Василий Коханенко
- Большим магическим воздействием обладают и ранние работы И. Е. Репина.
Его религиозные картины, исполненные по академическим программам “Иов и его друзья”, “Воскрешение дочери Иаира”, которые находятся в Русском музее являют удивительный дар художественнопсихологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа - рисунок, цвет, композицию - общей задаче.
- А каково символическое значение образа Иова? - спросил я.
Иов и его друзья
Василий Коханенко.
- Иов - праведник из земли Уц, непоколебимая твердость которого в вере в Бога перед лицом несчастья ярко высвечивает проблему человеческого страдания. Бедствия Иова были результатом спора Бога с Сатаной, была ли его вера достаточно сильной, чтобы устоять под ударами судьбы. Сатана подверг его испытанию: его стадо погибло, его слуги были убиты, дети погребены под развалинами дома, разрушенного бурей. Сам Иов был поражен с ног до головы проказаю. Средневековые версии этой истории повествуют о Иове, бранимом его женой и оссеиваемом его друзьями за нежелание отказаться от своей веры. История Иова изображается в виде цикла картин, или соединения нескольких эпизодов на одной, или в форме отдельных сюжетов. Он фигурирует во все периоды христианского искусства. Картины в римских катакомбах утвердили его как “тип” страдающего Христа. В картинах он часто изображается стариком с седой бородой, обычно обнаженный, в одной набедренной повязке. В некоторых ренесансных картинах его бичует Сатана. Он может сидеть на навозной куче в окружении насмехающехся друзей. Его жена стоит, с отвращением морща нос.
Я
- Особо хочется обратить внимание на малоизвестное полотно русского художника Василия Ивановича Сурикова "Прозрение слепорожденного". Оно хранится в музее Духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Когда умерла жена Василия Ивановича, которую он безмерно любил, он бросил писать, ушел из светской жизни. Жизнь проводил в молитвах, в служении Господу. И этот момент он написал огромной магической силы полотно на котором изображен Христос от которого исходит луч света и к этому лучу руками тянется стоящий на коленях старец. В старце легко угадывается сам Суриков. Это полотно, по существу, и вернуло его к жизни. Последняя работа Василия Ивановича "Взятие снежного городка" является символом жизнелюбия.
Василий Коханенко
- Поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями "Видение отроку Варфоломею", "На Руси" создал Михаил Васильевич НЕСТЕРОВ.
Володя Галахов
- Русские художники принимали активное участие и в росписях храмов. Достаточно вспомнить имя Виктора Михайловича Васнецова. Самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора; стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.
Василий Коханенко
- Проникнуты внутренней магической силой и величием этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора Брюлова.
Я
- Боровиковский в 1804-11 создает ряд колористически напряженных религиозных образов для Казанского собора в СанктПетербурге.
Василий Коханенко
- Новатором русского религиозного искусства, мастером “церковного модерна” выступает Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Художник в своей христианской иконографии "Богоматерь с младенцем", керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском соборе в Кронштадте; росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы) проявил огромные магические силы .
Ваолодя Галахов
- Огромной магической силой обладают росписи Кириловской церкви Михаила Александровича Врубеля. По старым абрисам художник реконструирует ряд фресок и среди них фигуры ангела и Марии из "Благовещения" на восточных столбах храма. В аркосолии южной стены храма Врубель пишет полный музыкального ритма и певучести "Надгробный плач". На хорах на стене, прекрасно освещенной окнами, он создает большую композицию "Сошествие св. Духа". В своих работах он соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Кульминация киевского периода - эскизы росписей Владимирского собора. Со времен древней иконописи русская живопись не знала цветовых гамм такой силы обобщения и воздействия. Я Но о магической силе Врубеля стоит поговорить особо. Это связано с подходом в его творчестве к теме Демона.
Василий Коханенко
- Михаил Александрович Врубель
учился в Академии художеств у П. П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Е. Репина. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни; много общего в его искусстве также с творчеством прерафаэлитов.
Володя Галахов
- Зрелая манера мастера “кристаллический” рисунок, дробящий мир на орнаментальные плоскости и в то же время подчеркивающий его космическое единство, с искрящимся великолепием колорита в диапазоне между фиолетовым и золотым “борьба золота и синевы”, по словам А. А. Блока.
Позднеромантическая традиция, недаром И. К. Айвазовский принадлежал к числу любимейших его мастеров, равно как и предчувствия русского символизма и модерна у В. М. Васнецова и Н. Н. Ге находят продолжение в стиле Врубеля - предельно эмоциональном.
Володя Галахов
- Мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм, магия его живописи достигают кульминации в теме Демона, где воплощаютс, по словам художника, терзания “мятущегося человеческого духа”.
Я
- В виртуозных иллюстрациях к одноименной поэме М.Ю. Лермонтова во многом и сложилась графическая манера мастера, трактующая мир как “магический кристалл”. В художественных “главах” цикла ритм трагедии одинокого титана-честолюбца последовательно нарастает. В “Демоне” искусительно-прекрасный герой изображен в меланхолическом оцепенении среди самоцветно мерцающих скал, а в “Демоне поверженном”, которые находятся в Третьяковской галерее, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.
Я
- Господа, давайте все же подытожим наши беседы. На мой взгляд, религиозная живопись это, конечно же, настоящая живопись. В художественном плане эти работы просто гениальны. Интересна религиозная живопись и в философском плане.
Художники реформируют, раздвигают до безграничности границы иконописания. Собственно от иконописания в живописи ничего не остается. Господь и святые у них врываются в светскую жизнь и растворяются в ней. Это уже магическая, но не религиозная живопись. Она, на мой взгляд, скорее историческая живопись. Впрочем, давайте порассуждаем об исторической живописи.