Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ВСТРЕЧА СО СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕЙ
Это случилось давно, когда я был молод. Так давно, что, кажется , произошло все это только вчера. Великая загадка жизни - чем больше живешь, тем расстояние между прошлым и настоящим становится короче. Годы идут, прошлое, казалось бы, должно уходить в прошлое, ан нет, наступает время и , вдруг, начинаешь ощущать: то, что было давно, в дни твоей юности, произошло только вчера. Прошлое и настоящее начинают сливаться в один миг.
Тогда я только вышел из стен школы. Жизнь казалась безмятежной и бесконечной. Хотелось романтики и песня манила "за туманом и за запахом тайги".
И я полетел... Да, да. Просто сел в самолет и полетел туда, где настоящая тайга. Вы то, верно, знаете, что настоящая тайга - Уссурийская тайга. По телевизору, поди видели. А я тогда не знал, что такое Уссурийский край. Нет, конечно, я слышал об уссурийских тиграх, о волшебном корне Женьшень, читал о путешествиях Хабарова, но просто не представлял себе, какое оно - "море тайги".
Самолет летел до Хабаровска. Можно было бы и до Владивостока, но Владивосток тогда был закрытым городом и нужен был специальный пропуск. А где ж его взять мне, пацану. Помните, у Высоцкого, "Закрыт и порт Владивосток, но мне туда не надо".. Но и от Хабаровска рукой подать до Уссурийска. Всего каких-то восемь часов поездом. По масштабам Дальнего востока сущей пустяк.
В поезде я прилип к окну и восемь часов кряду пожирал глазами тайгу. Лес, лес, восемь часов сквозь лес...
Не буду рассказывать об Уссурийске. Это отдельная история. Бес-
конечно интересная, конечно, история, но отдельная.
У меня была цель - тайга, и я попал туда. Я добрался до Супутинского заповедника. Сейчас называется Уссурийский заповедник). Это, я вам скажу, настоящая девственная тайга.
В заповеднике было несколько домиков, спрятанных в непроходимых дебрях леса. В них жили сотрудники Супутинского заповедника.
Работенка у них не хитрая, можно сказать простая. Обыкновенная
работа биологов, ботаников, географов. Составляли карту тайги, разводили плантацию Женьшеня, подкармливали животных... Народ, конечно, ученый, но простой и я бы даже сказал приятный. И ко мне отнеслись запросто. И вовсе не удивились, что какой - то парень забрел в тайгу. Там ничему не удивлялись. Ко всему привычные. Забрел - значит судьба. Приняли как должное. И даже зауважали - аж из самой Москвы забрел. С Европы. У них все, что за уральскими горами - Европа.
Подружился я там с егерем. Володей его звали. Молодой парень
почти мой ровестник, немного старше. Он мечтал увидеть Москву, Красную площадь, мавзолей Ленина. На Ленина мечтал посмотреть. Я
ему и рассказывал.
Мы с ним болтались по тайге. Нет, он, конечно, по своим егерским
делам бродил, а я так, сопровождал его. И мне интересно и ему веселее.
Много я тогда от него узнал, много увидел. Я ему о Москве рассказывал, а он мне за тайгу. И как-то обмолвился он, что в одной из сопок есть пещера, а там изображение женщины, точнее ее головы, и назвали местные ту пещеру "спящая красавица".
Примечание
В Шкотовском районе карстовые образования расположены преимущественно в долине р. Артемовки. В верхнем ее течении в пределах Уссурийского государственного природного заповедника находится гора Змеиная — ярко выраженный древний, позднепермского возраста, закарстованный риф. В нижней части склона г. Змеиной располагаются пещеры — Спящая Красавица и Колонок.
Пещера Спящая Красавица. Дата ее открытия не известна. Впервые упоминается в статье В.Сахно, Л.Бардукова. В 1959 г. ее описал С.Н.Анищик и назвал пещерой Махилиса, по названию живущих в ней насекомых. В мае 1965 г. ее посещают Е.Г.Лешок и В.И.Шабунин, находят в ней скульптурные изображения и переименовывают в пещеру Спящая Красавица. Пещера представляет собой широкую (до 5 м) галерею высотой до 5,5 м с двумя ответвлениями. Заканчивается она узким (0,6 м в диаметре) лазом, приводящим в маленький зал, на стене которого и находится изображение “Спящей Красавицы”. Общая длина пещеры 37 м. В ней широко развито известковое тесто — белоснежное натечное образование мягкой консистенции. Именно на этих натеках и были вырезаны изображения, обусловившие популярность пещеры. Наиболее знамениты три изображения — “Спящая Красавица”, “Воин”, и “Демон”.
- Володь, своди меня к пещере. - Стал приставать я к нему.
- Да бог знает, где ж вина. Не бачал сам-то. Слыхивать слыхивал, а
не бачал. - Отвечал он неохотно.
- Совсем не знаешь ?
- Да ни, гуторят що тутось, в сих мистях. Я кумекаю где, а точно зараз не скажу.
- Володь, а Володь. Давай поищем.
- Да що, можно и пошукать. Вримичко не жме.
И мы начали искать ту самую пещеру.
Больших и малых пещер в тех местах было много. И мы каждый день уходили в тайгу, а то и на несколько дней кряду. И мы совались в каждую пещеру, которая встречалась на нашем пути. Ежу ясно, что легче найти иголку в стоге сена, чем нужную пещеру в тайге. Но мы искали. И чем яснее становилась безнадежность наших услий, тем острее возникало у меня желание найти эту пещеру. И теперь я водил по тайге Володю-егеря я.
- Володя, сюда иди.
- Пошто сюды ? - бурчал он, но шел.
- Володя, гляди.
И он шел, бурчал, но шел.
- Вон пещера, посмотрим.
И мы лезли.
- Володь, гляди, еще пещера !
И мы лезли. Мы лазали во все щели, но изображения "спящей красавицы" нигде не было.
В тот день солнце уже садилось.
- Все. шабаш ! Вертаем назад. Совсем заплутали, - наконец, не выдержал Володя, сел на пенек и закурил.
- Гляди, Володь, еще пещера. - Невольно воскликнул я, увидев на соседней собке какое-то отверстие.
- Володь, посмотрим и назад, домой.- Заискивающе прошептал я.
- Не, паря, шабаш. Ты як чуешь. Сбегай хощь, глянь, а я подымлю.
- Я мигом, Володь. Посиди.
И я помчался. Меня словно магнитом тянуло к той пещере.
Я, согнувшись, вошел в небольшое отверстие, находящееся метрах в пятидесяти от основания сопки. Согнувшись, прошел по небольшому тоннелю, тянувшемуся метров десять - пятнадцать, и передо мной открылась довольно просторная зала, которая походила на огромную комнату с высокими потолками. И почему-то казалось, что это давно обжитая комната. Камни в пещере были не разбросаны, а стояли словно расставленная мебель в комнате. И камни какие-то ровные, словно отпалированные. Я прошел чуть вперед, озираясь по сторонам, но на стенах никаких изображений не было видно. И все же ощущение ухоженности, обжитости пещеры не оставляло меня. Делать было нечего и я повернулся к выходу. И тут меня словно ударило громом. Я ясно ощутил блеск молнии перед собой и ощутил глядевшие на меня глаза молодой женщины.
Чудо свершилось. Я нашел, что искал. Я увидел на стене перед входом в тоннель изображение лица молодой женщины. Лицо ее, казалось, светилось и глаза улыбались. На лбу была метка, как у индианок. Вот она - спящая красавица.
Я подошел к изображению и провел ладонью по ее лицу. И мне вдруг захотелось поцеловать спящую красавицу, поцеловать в губы.
И я поцеловал... И тут я словно провалился в стену... Я словно вошел в нее. На секунду в глазах потемнело, но только на секунду, и яркий свет ожег мой глаза. Я зажмурился, а потом, когда открыл глаза, застыл в изумлении. В пещере, на камне, покрытом медвежьей шкурой, сидела молодая девушка. Она была обнаженной и только узкая полоска шкурки какого-то пушистого зверька немного прикрывала ее наготу.
- Вот ты и нашел меня. - Услышал я приятный, немного низкий голос.- Я столько ждала тебя. Я знала, я верила, что ты придешь.
- Кто Вы, куда я попал ? - с трудом выдавил я и не узнал свой голос.
- Я - ожившее изображение. Ты попал в мир изображений. - Спокойно ответила она и улыбнулась.
- Как это, в мир изображений. Что это значит?
- Это значит, что изображения не менее реальны, чем люди. Изображение жизни так же реально, как сама жизнь. Просто эту реальность не всем дано ощутить.
Я ничего не понимал. Это был какой-то сон. Может быть я просто уснул и мне снится этот сон. Наверное, устал и уснул. Надо проснуться, а то Володя меня, верно, заждался.
- Нет, нет. Это не сон, сСказала она и улыбнулась.
Она встал, подошла ко мне и погладила меня по голове, так это
мягко провела свой ладонью по моим волосам. И я ясно ощутил теплоту ее прикосновения к моим волосам.
- Нет, это не сон. Я же сказала - это мир изображений. Просто Господь наделил тебя способностью попадать в мир изображений.
Это дано очень немногим. Раньше многие люди могли попадать в мир изображенией, но потом они утратили эту способность. За грехи свои утратили. Но тебе небесами возвращен этот дар. Только есть одно условие: ты до конца века не должен никому говорить о данном тебе даре. Если кто-нибудь узнает об этом даре, ты его потеряешь. Но, впрочем, если ты и скажешь о случившемся, то тебе никто не поверит. Тебя посчитают фантазером или, еще хуже, сумасшедшим.
- Но зачем это надо, попадать в мир изображений? - спросил я. - Мне хорошо и в нашем, реальном, мире.
- О, ты еще не знаешь этот ваш реальный мир. Но теперь тебе дано
познавать прошлое и будущее, через мир изображений.
- Как это ?
- О магической силе изображений люди знали давно. Люди моего времени уже верили в магию и знали, что с помощью изображений можно воздействовать на природу и на людей. Они были уверены, например, что нужно поразить стрелой или копьем нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
На стенах пещер изображались различные животные. Наши художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Легкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Эти изображения производят и сегодня на вас чарующее впечатление. Они расписывали их разными красителями, смешанными с водой, животным жиром и соком растений. Впрочем, что я говорю. Ты верно знаешь об этом и без меня?
- Да, мы проходили это в школе. Но, честно, я как-то не очень интересовался всеми этики штуками. И я вовсе не верю в магию изображений.
- Да, вы, современные люди, очень странные. Ведь ты сейчас сам находишься в мире изображения. Ты нашел мое изображение, через мое изображение ты попал в далекое прошлое, в мой мир, ты видишь меня, разговариваешь со мной и не веришь.
- Но этого не может быть! - воскликнул я.
- Но это же есть.
- Бред какой то. Наука давно доказала, что этого не может быть.
- Ваша наука слишком примитивна. Ей еще не скоро предстоит стать
наукой. Вы слепы и отрицаете очевидные вещи, вы даже отрицаете Бога и Дьявола. Вы не можете отличить добро от зла. Вы не знаете что было вчера, а беретесь судить о завтрашнем дне. Вы верите в будущее, не зная прошлого.
- Почему же. У нас есть историческая наука, есть историки. Уж что- что, а прошлое мы знаем.
- То, что вы ведаете - это капля в море прошлого. Египтяне верили и знали , что изображенное непременно должо исполниться. К сожалению, вы сейчас потеряли эту веру.
В произведениях античных писателей ты можешь прочесть о том, что в их времена процветала живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось до вашего времени. Знаешь, особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. Сюжеты для вазописи черпали из гомеровского эпоса, многичисленных мифов о богах и героях.
Магический характер носило и искусство этрусков. У них существовал культ мертвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать ее по возможности приятной для умерших. Их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. До вашего времени сохранились "города мертвых" - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых.
Вся древняя цивилизация знала и верила в магию изображений, а вы это вычеркнули, вы отбросили то, что знали ваши прадеды. Вы посчитали себя самыми умными. Гордыня сломала вас и сделала невежественными. Но тебе-то выпало счастье попать в настоящее, живое прошлое. Прошлое - это я, но я стою перед тобой живая и разговариваю с тобой. Дай мне твою руку, я проведу тебя в религию твоих предков, которую ты отрицаешь не познав.
Она подошла ко мне и взяла меня за руку.
- Послушай меня, - сказала она тихо. - Ты знаешь, что в начале вашей эры в восточной части Римской империи, в Передней Азии, возникло новое вероучение -христианство. Оно начало распространяться по всему огромному государству и достигло в конце концов и центра империи - Италии.
Христианство было поначалу запрещено, и поэтому верущие собирались на свои тайные собрания в подземных помещениях для погребений - катакомбах. Этор были либо естественные пещеры, либо вырытые в мягком грунте ходы и залы, которые иной раз тянулись под городскими кварталами на километры. В стенах катакомб рыли гробницы, стены и потолки покрывали росписями, которые напоминают росписи в богатых домах римлян, но каждому изображению здесь придавался другой смысл, понятный лишь верующему.
Император Константин в 313 году по вашему летоисчислению объявил христианство разрешенной религией в Римской иперии. Когда христианство стало разрешенной религией, возникла необходимость в храмах. Внутри церковь украшали стеные росписи и мозаики, которые изображали события из священной книги христиан Библии. Никогда здесь не встретишь изображения обнаженноо тела; в этом раннехристианское искусство резко отличалось от античного.
Она на секунду замолчала и продолжила.
- Свою религию ты познаешь, читая и осмысливая Священное писание. Но ты должен знать и символику изображений своей веры.Знаешь ли ты, что пастух с ягненком на плечах обозначал сына
божьего Иисуса Христа ?
- Нет, это я не знал, - ответил я честно.
- Ты должен знать, что в христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освещение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.
Вода, смешанная с вином символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, "зачатие от воды и Духа", смещение
низшего и высшего в человеке.
В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса - символ Благовещения. В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освещение и крещение.
В христианстве рыба означает крещение, бессмертие, воскресение (знак Ионы). Отцы церкви называли верующих pisciculi ("рыбочки"), а апостолы были "ловцами человеков". Рыба представляла Христа в римско-христианской церкви.
Рыба является эмблемой святых Антония Падуанского, Хризогона, Конгалла, Корентина, Бенно, Петра Рыбака, Маврикия, Ульриха, Зенона.
Три рыбы с одной головой означают Троицу, а три сплетенных
рыбы - крещение под троицей.
- Постой, постой, - прервал я рассказ моей спящей красавицы. - Но откуда ты это знаешь? Если я действительно попал в мир образов,
в мир прошлого, что, естественно, невероятно, просто невозможно, то
я же попал в мир очень далекого прошлого. Откуда же вам знать о христианстве?
- Наивный мальчик, - улыбнулась она, - в мире образов нет прошлого, настоящего и будущего. Время делимо только на земле, у живущих людей. Мы же живем в одном временном измерении. Жизнь Христа для нас одномоментна с полетом человека в космос. Война в Чичне одномоментна с битвой на Чудском озере. У нас все протекает одновременно. Все, что изображено на скале или на полотне художника, на иконе или на стене храма - все происходит в одно мгновение. Время неизменно, оно не течет, как считают ваши ученые. Оно вечно, бесконечно и мнговенно. Течение веков - как один миг. Один миг, как века.
- Простите, может быть я на том свете ? Интересно, куда же я попал - в рай или ад? - ухмыльнулся я.
-Нет, ты не на том и не на этом свете. Это вы, люди, просто примитивно разделили мир на реальный и загробный. Вы просто примитивно понимаете жизнь и смерть. Ты во вневременном пространстве. Ты - в мире образов. Все, что изображают люди в своих творениях живет своей новой жизнью. Образ - это не застывшая картинка. Меня изобразил на скале мой возлюбленный и теперь я живу вечно. Конечно, в наш мир образов может попасть далеко не каждый ныне живущий на земле человек. Это дано только избранным. И ты теперь - избранный. Любое изображение, к которому ты прикоснешься своей рукой, оживет для тебя и ты попадешь в наш мир
образов и будешь общаться с нами в нашем, а теперь и твоем мире.
- А как я могу вернуться назад в свой реальный мир?
- О, это очень просто. Закрой глаза и ты снова окажешься в реальном мире.
- И я могу это проверить сейчас же ?
- Конечно, закрой глаза и все. Только поцелуй меня на прощание.
Я буду ждать тебя, милый.
Она приблизилась ко мне и я ощутил ее губы на своих губах. Я закрыл глаза.
- Прощай, милый. Я буду ждать тебя. Никому не говори о нашей встрече. Прощай... - услышал я далекий голос и открыл глаза. Я стоял в холодной пещере. Перед моими глазами было начертанное на каменной стене неизвестным древним художником лицо молодой женщины. Я невольно замотал головой. Изображение женщины, казалось, улыбалось мне.
- Бред какой то, пробормотал я и вылез из пещеры.
Яркий солнечный свет на мгновение ослепил меня. Я невольно зажмурился, а когда привык к свету увидел пред собой бесконечное море тайги. Я медленно спускался с сопки и брел к тому месту, где сидел и курил егерь Володя.
- Ну що, побачил спящую красавицу? - спросил он и бросил сигарету на землю, притаптывая ее сапогом в землю. - Что-то ты быстро обернулся , я и сигарету не успел выкурить. И здесь ее не мае?
Хватит нам шукать твою красавицу. Вертаем домой. Бог с ней, красавицей -то. Поди уж заждались нас.
Я ничего не ответил и мы молча побрели по направлению к домикам супутинского заповедника.
Все что произошло со мной казалось сказкой, сном, бредом. Я ничего не понимал и шел как оглушенный.
*.*
Так я приобщился к тайнам магической живописи. Прошло много лет, но с того времени любое полотно, к которому я прикасался, словно открывалось передо мной. Я попадал в сказочный мир образов...
Только иконы оставались для меня закрытыми. Это мучило меня. Я не понимал, почему молчат иконы. Я много читал литературы по иконописанию, ходил в храмы, всматривался в лики святых, но иконы молчали. И только потом я понял, что иконы открываются только истиным православным христианам. Икона не живопись, иконописание выше живописи. Икона как и молитва - дорога к Богу, а путь к Всевышнему открыт не всем.