Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ЧАСТЬ III
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
МАГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ
Василий Коханенко
-Связь современников с прошлыми поколениями - неотъемлемая часть существования человечества. Без этой связи не может быть человеческой жизни. Человек тянется к прошлому, как дитя к матери. Дух прошлого неизбежно витает над нами.
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Общение с духами прошлого наиболее ощутимо через историческую живопись. Недаром к этому жанру обращались многие выдающиеся художники.
Володя Галахов
- Среди таких художников выделяется Александр Николаевич Бенуа.
- Расскажи о нем подробнее.
- Сын архитектора Н. Л. Бенуа он учился в Академии художеств, основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию “Последние прогулки Людовика XIV”, которая имеется в Русском музее и других собраниях, меланхоличноэлегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу “певца Версаля и Людовиков”. Выполнил серию гуашей для издания “Русская история в картинках”; его исторические образы “Парад при Павле I” обладают большой магической силой.
В замечательных - благодаря своему тонкому, романтичному историзму - сериях иллюстраций к “Пиковой даме” и “Медному всаднику” А. С. Пушкина выступил как реформатор русской книжной графики.
Василий Коханенко
- Другой русский художник К. Брюлов.
Обуреваемый жаждой большой исторической темы, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном “Последний день Помпеи”. Результатом становится величественная “картина-катастрофа”, которая хранится в Русском музее, иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами.
Я
- “Последний день Помпеи” производит фурор - как на родине мастера, так и за рубежом.
В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы.
Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью, назвав ее “полным, всемирным созданием”, где “все отразилось”, - отразилось в образе с “сильных кризисов, чувствуемых целой массой”.
Василий Коханенко
Мастером исторической живописи являлся и Николай Ге. Мы о нем уже говорили, когда беседовали о религиозной живописи. Он выступил как реформатор исторического жанра. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”, которая находится в Третьяковской галереи. Картины “Екатерина II у гроба императрицы
Елизаветы” из Третьяковской галереи и “Пушкин в Михайловском” из Харьковского художественного музея уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, стремится придать образам прошлого особую эмоциональную остроту.
Я
Обращаясь к темам фольклорной мифологии, В.М. Васнецов радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды.
Среди его популярных полотен- картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку Игореве"), "Аленушка", "Царь Иван Васильевич Грозный". Наибольшую благоприятную ауру излучает картина "Три богатыря" с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества (все четыре картины в Третьяковской галерее).
Василий Коханенко
- Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно "Каменный век", написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян.
Володя Галахов
Осовременивая мотивы отечественной истории, И.Е. Репин превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций - гнева и ненависти старого к новому "Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре", насилия и страха "Иван Грозный и сын его Иван", сокрушительного, победного веселья "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Сцена убийства Иваном Грозным своего сына - настоящая "картина-триллер", говоря современным языком, - производит магическое воздействие на публику.
Я
Есть и наши современные художники, которых можно отнести к историческим живописцам. Особой магией, на мой взгляд, обладают полона Ильи Сергеевич Глазунова.
Он, как вы знаете, автор цикла многофигурных масштабных полотен, в которых воплощает собственную концепцию самобытного исторического пути России "Мистерия XX века", "Вечная Русь", "Моя жизнь".
Василий Коханенко
- А мне ближе "Художник королей" Рубенс. Он выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Он создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (Лувр). Это новый тип исторической картины, достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей, но облаченной в пышную аллегорическую форму.
Я
- А эти полотна дома хотели бы вы иметь, если бы такая возможность представилась?
Васлий Коханенко
- Мы уже говорили об этом. Как художники, да. Но им место в государственных галереях. Их воздействие столь мощно, что их, конечно, их нельзя держать дома. Они слишком "мощны" для наших квартир. Они подавят волю.
Нельзя иметь такие полотна дома.
Я
- Но в наших квартирах часто держат портреты. Чаще свои, иногда родственников или своих кумиров. Может быть поговорим о магии портретной живописи?