Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ЧАСТЬ III
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
МАГИЯ ПЕЙЗАЖА
Сегодня мы беседовали на любимую тему Василия Кохананко
- о магии пейзажа. Сам он, скажу вам прямо, виртуозный мастер пейзажа. В его работы я просто влюблен, хотя восприятие
их требует серьезной эстетической и философской подготовки.
Как говорят, все гениальное просто. На первый взгляд поражает удивительная простота, какая -то детская открытость его
работ. Но при последующих общениях с его полотнами начинаешь
испытывать мудрую трезвость философского обобщения бытия.
Затем начинаешь познавать скрытый символизм его полотен и
незаметно попадаешь под магическое воздействие его полотен.
- Василий, скажи, почему ты пишешь пейзажи? - спросил я.
Василий Коханенко:
- А когда ты выходишь на природу, в лес или на берег
реки, озера, моря, когда ты испытываешь опьяняющее действие
чистого воздуха, когда видишь закат или восход солнца не
прихоит ли к тебе чувство возвышенного, ощущение Божественной силы космоса и бренности наших мелочных забот ? Вот это
возвышенное чувство и хочетcя передать другим, хочется поделиться им со всем миром.
Я:
- А кого, если можно так выразиться, из классических
мастеров пейзажа ты бы выделил. Я бы даже так сказал, полотна кого из классических мастеров пейзажа обладают особой ма
гической силой?.
Василий Коханенко:
- Это очень сложный вопрос. Ну на взлет я бы назвал Васильева, Саврасова, Шишкина, Левитана, Лоррена, Айвазовского, Сарьяна, Сезанна, конечно же Кондинского.
Я:
- Ну это же широко известные имена.
Василий Коханенко:
- Это временем выверенные имена. А время не ошибается.
Поэтому великие пейзажисты хорошо известны.
Я
- Когда внимательно знакомишься с твоими работами начи-
наешь видеть какой-то скрытый символизм, спрятанный за прос-
тотой твоих работ.
Василий Коханенко
- Все великие пейзажи глубоко символичны. Возьмите,
например, Васильева, Саврасова.
Я:
- Кстати, расскажи немного о этих художниках.
Василий Коханенко:
- Федор Александрович Васильев - российский живописец.
Его пейзажи эмоционально-лирические, нередко драматичные
Мокрый луг
Картина «Мокрый луг», была представленна на конкурс Общества поощрения художников в 1872 г. Любопыытно, что на написана не с натуры, а сочинена художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время. Увидев это полотно,художник Крамской был потрясен. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека».
Васильев "Отепель"
В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом. Увидев «Oттепель», Шишкин сказал: «0! Он скоро превзошел меня, своего учителя». На конкурсе устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. А Крамской сказал: «...ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Я увидел, как надо писать». Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор прогремевшей на всю страну картины «Оттепель» и тут же определил ее в Аничков дворец. В 1872 г. этот сияющий серебристо-жемчужным светом вариант национального бездорожья поехал на всемирную выставку в Лондон, где был премирован и признан. Корреспондент британской газеты «Морнинг пост», отметив в картине «присутствие самого высокого таланта», завершил свой опус в высшей степени привет