Н. Ходаковский

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ

               

ЧАСТЬ III

МАГИЯ ЖИВОПИСИ

МАГИЯ ПЕЙЗАЖА

 

     Сегодня мы беседовали на любимую тему Василия Кохананко - о магии пейзажа.  Сам он, скажу вам прямо, виртуозный мастер пейзажа.  В его работы я просто влюблен, хотя восприятие их  требует серьезной эстетической и философской подготовки.
Как говорят, все гениальное просто. На первый взгляд поражает  удивительная простота,  какая -то детская открытость его работ. Но при последующих общениях с его полотнами начинаешь испытывать  мудрую  трезвость  философского обобщения бытия. Затем начинаешь познавать скрытый символизм  его  полотен  и незаметно попадаешь под магическое воздействие его полотен.

- Василий, скажи, почему ты пишешь пейзажи? - спросил я.

Василий Коханенко:

- А  когда  ты выходишь на природу,  в лес или на берег реки,  озера, моря, когда ты испытываешь опьяняющее действие чистого  воздуха,  когда  видишь  закат или восход солнца не прихоит ли к тебе чувство возвышенного,  ощущение Божественной силы космоса и бренности наших мелочных забот ?  Вот это возвышенное чувство и хочетcя передать другим,  хочется поделиться  им со всем миром.

Я:

- А  кого,  если можно так выразиться,  из классических мастеров пейзажа ты бы выделил. Я бы даже так сказал, полотна кого из классических мастеров пейзажа обладают особой ма гической силой?.
Василий Коханенко:

- Это очень сложный вопрос. Ну на взлет я бы назвал Васильева,  Саврасова, Шишкина, Левитана, Лоррена, Айвазовского,  Сарьяна, Сезанна, конечно же Кондинского.
Я:
- Ну это же широко известные имена.
Василий Коханенко:
- Это временем выверенные имена.  А время не ошибается.
Поэтому великие пейзажисты хорошо известны.
Я
- Когда внимательно знакомишься с твоими работами начи-
наешь видеть какой-то скрытый символизм, спрятанный за прос-
тотой  твоих работ.
Василий Коханенко
- Все  великие  пейзажи  глубоко символичны.  Возьмите, например, Васильева, Саврасова.
Я:
- Кстати,  расскажи немного о этих художниках.

Василий Коханенко:

- Федор Александрович Васильев - российский  живописец.

Васильев Автопротрет

Его  пейзажи  эмоционально-лирические,  нередко  драматичные

Васильев Мокрый луг

Мокрый луг

 

Картина «Мокрый луг», была представленна на конкурс Общества поощрения художников в 1872 г. Любопыытно, что на написана не с натуры, а сочинена художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время. Увидев это полотно,художник Крамской был потрясен. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека».

Васильев Отепель

Васильев "Отепель"

В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом. Увидев «Oттепель», Шишкин сказал: «0! Он скоро превзошел меня, своего учителя». На конкурсе устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. А Крамской сказал: «...ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Я увидел, как надо писать». Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор прогремевшей на всю страну картины «Оттепель» и тут же определил ее в Аничков дворец. В 1872 г. этот сияющий серебристо-жемчужным светом вариант национального бездорожья поехал на всемирную выставку в Лондон, где был премирован и признан. Корреспондент британской газеты «Морнинг пост», отметив в картине «присутствие самого высокого таланта», завершил свой опус в высшей степени привет