Н. Ходаковский

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ

ЧАСТЬ I

ИКОНЫ

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

Из всех философских доказательств
бытия Божия наиболее убедительно
звучит именно то, о котором даже
не упоминается в учебниках;
примерно оно может быть
построено умозаключением :
"Есть троица Рублева, следовательно, есть Бог".

П.А. Флоренский. Иконостас. с. 67

 

Заутра с свечкой грошовою
Явлюсь пред образом святым.
А.С. Пушкин.

Он моментально включился в нашу беседу.
- Мне кажется, - сказал Володя задумчиво, - что иконопись - особая знаковая система, ставшая языком Церкви.
- Справедливо. Но я бы добавил, что икона - это и особый вид живописи, она создается на основе молитвенно-мистического опыта всей Православной  Церкви. Икона отдаленно напоминает портретную
живописи, но это не портрет. В иконе символы и условные ассиметричные линии используются для открытия бездонной глубины
Царства небесного. - Вставил Василий.
-  А я бы сказал, что икона - это  обращенность святых с небес  к человеческому сердцу и возможность обращения души к высшему "горнему" миру. Это своеобразная мистическая встреча человека с небом.
- Да, но встреча эта происходит только посредством молитвы.
- Вот именно. Икона должна звать человека к молитве. При этом душа ощущает какое-то динамическое поле энергий и сил, излучаемых через икону из Царства вечного света. Икона - это тайна, которая познается в молитве и духовных созерцаниях. - Добавил Володя. - С позиций христианской эстетики икона является указанием на самую высшую небесную красоту, которая не может быть адекватно передана через линии и краски, но присутствует и звучит в символах, как гимн в нотных знаках.
- Но являются ли изображения на иконах действительным отображением лика святых? - спросил я.
- Дионисий Ареопагит говорил, что в священных изображениях должно присутствовать сходство и несходство. Сходство для того, чтобы оно было узнано; несходство для того, чтобы подчеркнуть, что это подобие, как бы иносказание, но не зеркальное отображение святого.
- А как вы считаете, иконы создаются художниками? В чем различие художника и иконописца?
- Ошибаются те, кто считает, что иконы создаются художниками. Иконописец как бы  выражает глас Божий. Вот почему верующие, глядя на икону,  не столько видят икону, сколько слышат через нее глас Божий.
- Знаете, а священник Павел Александрович Флоренский                      (православный богослов, мыслитель, математик, физик, искусствовед, принадлежавший к плеяде русских философов "серебряного века") писал; "И мы, как Самаряне, говорим иконописцам: уж не потому веруем, что вы свидетельствуете  написанными вами иконами святость святых, а сами слышим исходящее от них  чрез произведение вашей кисти самосвидетельство святых, и - не словами, а ликами своими. Мы сами слышим сладчайший глас Слова Божия, Верного Свидетеля, глас, проникающий своим сверхчувственным звуком все существо святых и приводящий его в совершенную гармонию. Но не вы создали эти образы, не вы явили эти живые идей нашим обрадованным очам, - сами они явились нашему созерцанию; вы же лишь устранили застившие нам их свет препятствия. "
- Хорошо сказано. Но мне интересно, почему иконы долгое время
отвергались?  Да и сейчас многие сектанты не признают икон, -
спроил я.
- Иконы, иконопись на протяжении существования христианства отвергались отдельными ревнителями чистоты веры под предлогом идолопоклонничества.  Один из видных христианских деятелей II века
н.э. - Тертуллиан  предлагал вообще изгнать живопись из христианской Среды, называя ее тайным идолослужением.  "Живопись есть поклонение видимому, а значит чувственному" - говорил он.  Деятели церкви IV столетия Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Григорий Нисский резко осуждали "обратившуюся в язычество" христианскую живопись.
- Было такое. - подтвердил Володя Галахов. - Особую остроту эти проблемы приобрели в Византии в эпоху иконоборчества. Это было, если не изменяет память, в 726-842 годах. Основной аргумент иконоборцев против икон состоял в том, что нельзя изобразить божество, которое, по христианскому учению, невидимо, непостижимо, не имеет определенного облика и образа: " Бога никто же никогда не видал". Это было сказано в  1-ом послании Иоанна.
Иконоборцы повторяли тезис Тертуллиана, что поклонение живописным изображениям есть тайное идолослужение.
- А знаете, что в  царствование императора Льва Исаврянина и его преемников были изданы специальные указы, запрещавшие иконописание и иконопочитание. Иконы сжигали и выбрасывали, мазаические изображения и фрески затирали известью. На стенах храмов не разрешалось изображать ничего, кроме птиц и плодовых деревьев, сцен из охотничьей жизни. 
- А может быть иконоборцы были правы? - спросил я. - Ведь действительно в Библии часто подчеркивается, что нельзя сотворять идола себе.
- Ошибка иконоборцев по мнению православных христиан была в том, что они не понимали различия между иконой и картиной.  Они смотрели на икону как на портретное изображение духовного мира. Но
икона не портрет, а присутствие святого в его условно-символическом и в то же время реальном изображении. Картина, прежде всего, действует на  эмоции. Икона - на ум и интуицию.  Картина отражает настроение, икона - состояние личности. Картину можно рассматривать
аналитически. Можно рассуждать об отдельных фрагментах картины, указывать, что нравится и что не нравится в ней. А икону нельзя расчленить на отдельные элементы, она выступает как единое целое и воспринимается одним религиозным чувством.
- А когда было восстановлено иконопоклонение? - поинтересовался я.
- Иконопочитание было восстановлено в 842 году на VII Вселенском соборе. Отвечая на "ересь" иконоборцев, отцы Вселенского собора дали строгое богословское обоснование того, что есть икона. В ответ на доводы иконоборцев иконопочитатели утверждали, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и невидимо, но его "человеческий образ" в память о том, что ради искупления человеческих грехов сын Божий Иисус Христос "во всем содеялся подобным людям, исключая посеянного в нас греха&quo