Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ЧАСТЬ III
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ПОРТРЕТ
- А какое значение в портрете и в физиогностике имеет , например, нос ? - спросил я
Василия Коханенко.
- Возьмем опять же работы какого-нибудь портретиста.
Например чрезвычайно важную часть наследия И.Е. Репина составляют портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции <Мужичок из робких> ( Нижегородкий художественный музей), <Мужик с дурным глазом> и <Протодиакон>, (оба - Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры (<Н. И. Пирогов>, <М. П. Мусоргский> <П.А. Стрепетова>(; все - там же), портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне ),
грациозные светские однофигурные <Баронесса В. И. Икскуль
фон Гильдебрандт> ( там же) и эффектные многофигурные портреты <Славянские композиторы>( Московская консерватория), <Торжественное заседание Государственного Совета>, совместно
с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым (Русский музей). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера <Графиня Луиза Мерси д" Аржанто> (Третьяковская галерея) и портретах родных <Осенний букет> (дочь художника Вера),ряд портретов жены Репина Н. И.
Нордман-Северовой. Реализм передвижнического толка, а затем
импрессионизм (и модерн, - эта последовательная смена сти
листических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, - больших графических портретов рубежа веков Э. Дузе, нягини М. К. Тенишевой, В.
А. Серова, И. С. Остроухова, 1913.
- Интерес представляют и портреты Нестерова Михаила Васильевича. Он писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры <И. П. Павлов>, <В. И. Мухина> - добавил Володя Галахов.
- И так, какое значение в портрете и в физиогностике
имеет нос, - преспросил я.
- Что касается физиогностики, то из всех Пяти важнейших черт нос имеет больше всего отклонений от идеальной
формы. Интересно заметить, что китайские физиогномисты считают, что имеется связь между носом и развитием нижней половины мозга. Это развитие происходит медленно. Поэтому-то ребенок, мозг которого еще развивается, имеет толстенький и
короткий нос. Они также считают, что имеется взаимосвязь
между носом и позвоночным столбом. Поскольку нос полностью
развивается только к двадцати годам, то физиогномисты делают
вывод, что к концу второго десятилетия человек перестает
расти и что нижняя половина мозга при атом достигает зрелости.
Другая школа китайской мысли полагает, что раз нос является органом, предназначенным для дыхания, то он тесно связан с легкими. Поэтому дышать через нос бывает легко только
в том случае, когда легкие здоровы. Если человек постоянно
дышит через рот, то физиогномисты утверждадают, что это является указанием на серьезную болезнь в будущем. По существу, конечно, физиогмист делает диагностическое заключение.
Если человек лежит в постели и тяжело дышит через рот, то совершенно очевидно, что он тяжело болен.
Длинный нос обычно указывает на консервативного человека, а также презрительно-высокомерного и способного к интеллектуальным , художественным и/или техническим достижениям.
Такой индивид не пригоден для деловых предприятий или в коммерческом мире. Сверхдлинный нос включает характеристики
длинного носа, но сверх того указывает, что человек вероятно, имеет духовную натуру. Индивидуумы с очень длинными носами часто бывают нереалистичны, капризны и спекулятивны.
Однако если нос длинный и широкий и если он даже мало
соответствует другим чертам - особенно бровям, глазам и скулам, то это - признак человека с устойчивым характером, со спокойным темпераментом и которому суждено прожить хорошую
жизнь. Довольно длинный нос, великолепно сбалансированный с
глазами, ртом и подбородком, при наличии двух глубоких линий
по обеим сторонам рта, является идеальным. Сочетание этих
элементов указывает на человека большого авторитета, хорошего темперамента и честного. Такие люди сексуально активны,
горды и деятельны.
Короткий нос обычно указывает на человека с открытым
характером, оптимистичного и дружелюбного. Такие люди способны придерживаться очень свободной сексуальной морали. Они
не любят мелочей и выполняют свою работу, движимые эмоциональными импульсами. Это тот тип людей, которые лучше всего
работают при соответствующем подбадривании. Тощий и костлявый нос означает недостаток у человека способности к концентрации.
Если нос расположен слишком высоко по отношению к лицу
в целом, то, вероятно, это человек гордый, надменный и трудный в общении. Такой человек, находясь у власти, неизменно
имеет проблемы с подчиненными. Такой индивидуум одинок, и
даже в отношениях с женой не идет дальше простой терпимости.
Нос занимает эпицентр Трех зон и имеет особое значение
в чтении лица, поскольку он служит точкой опоры для оценки
баланса. С точки зрения физиогномики, он управляет годами от
41 до 50 лет, когда в основном решается вопрос успеха или
провала. В идеале, согласно древнекитайским рукописям, нос
должен иметь прямую спинку, хорошо закругленный кончик и
крылья красивой формы. Под хорошо закругленным кончиком физиогномисты подразумевают, что нос не должен быть чрезмерно
вздернут и, таким образом, отверстия ноздрей должны быть
скрыты. К тому же, и по высоте и по длине идеальный нос должен иметь как бы обтекаемую форму, от переносицы и до кончика. Он не должен иметь наклона ни в ту, ни в другую сторону
лица и должен гармонировать с контуром лица и другими чертами.
Наконец, совершенный нос должен быть хорошо укоренен в
своей основе - маленьким участком между бровя ми и глазами.
Это означает, что у него должна быть прочная костная основа.
Идеальный нос, известный как львиный нос, является признаком
непревзойденной мужественности и сильной, страстной натуры.
Человек с таким носом имеет сильно выраженную сексуальную
мощь, и он может преуспеть во многих начинаниях с гораздо
большей легкостью, чем люди не столь хорошо одаренные. По
мнению китайских физиогномистов, человек с идеальным носом
вероятнее всего может занять ответственные и высокие положения, однако следует подчеркнуть, что характер или судьба не
могут быть определены окончательно, исходя лишь из одной
единственной черты, в данном случае носа, - поэтому ее всегда следует изучать в связи с другими чертами. Во всех случаях костлявый нос с небольшой горбинкой или высоким перегибом
указывает на горого, упрямого индивидуума. Такой человек может быть агрессивным и решительным.
Высокий и очень костлявый нос часто принадлежит человеку, ведущему одинокую жизнь. Такой нос, если он слегка костляв, но выглядит достаточно полным и плоским имеет заостренный кончик, также принадлежит человеку с очень предприимчивым духом. Индивидуумы такого типа предприимчивы и импульвны. Эта импульсивность часто отталкивает друзей и близких,
обрекая такого человека на одиночество. Крохотная площадка
между глазами называется корень носа. Эта площадка очень
важна при чтении черт лица, потоому что она связана с возможными изменениями в жизни человека и с тем, будет ли ему
сопутствовать успех или неудача в годы расцвета его жизни.
Высокая площадка говорит об индивидууме обояльном, с тесными
семейными узами. Она также указывает на долгую жизнь. Если
эта площадка плоская, но полная, то значит, что этот человек
с горячим сердцем и задушевный и, если состоит в браке, то счастлив. Если эта площадка имеет излом с впадиной и с горизонтальными линиями, пересекающими спинку носа ,то это указывает на плохое здоровье и, возможно, на раннюю смерть. Если же она низкая и сочетается со свирепыми, нависшими над
глазами бровями, а спинка носа отклонена в сторону, то это
указывает, что индивидуум будет иметь плохое здоровье в
средние годы и/или будет вовлечен в преступную деятельность.
Однако если в предыдущем случае общие очертания лица достаточно длинные и прямые, внутренняя энергия достаточно сильна, цвет кожи светлый и чистый, голос громкий и звонкий, то
трудности, которые возникнут перед ним, не будут столь серьезны. Слово предостережения: эффект излома или впадины может
быть по-настоящему проанализирован лишь путем сопоставления
с другими чертами лица, особенно бровями и глазами.
Спинка носа играет большую роль при определении артис
тичности. Идеальная спинка носа должна быть высокой, прямой
и гладкой. Она предвещает долгую жизнь. Человек, обладающий
полной, хорошо закругленной спинкой носа, очень артистичен и
будет счастлив в браке. С другой стороны, полная и хорошо
закругленная спинка носа, простирающаясявниз к кончику носа,
без какого-либо дефекта, предвещает исключительный успех,
широкую известность и всеобщее признание.
Форма ноздрей. Черты характера Квадратная Несгибаемый, упрямый, упорный. Треугольная Посредственный, скаредный, скупой. Круглая Изобретательный, самобытный. Горизонтальный эллипс Невыдающийся, посредственный. Наклонный аллипс Авантюристичный, идущий на риск.
- А какое значение в портрете и в физиогностике имеет,
например, рот.? - спросил я.
Василий Коханенко:
- Возьмем опять же работы какого-нибудь портретиста. Например, Валентин Александрович Серова. Родился в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы <А. Мазини>, <К. А. Коровин>, <Ф. Таманьо>, <Н. С. Лесков> - люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах <Н. Я. Дервиз с ребенком>, <Мика Морозов> (оба - Третьяковская галерея). На рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах <Великий князь Павел Алек сандрович> (Третьяковская галерея), <Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов>, (Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года - Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров, который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора. Мастерство Серова-портретиста достигает апогея. В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы <М. Н. Ермолова>, <Ф. И. Шаляпин>, <Г. Л. Гиршман>, <В. О. Гиршман (все - Третьяковская галерея), <Ида Рубинштейн" ( Русский музей) , в портрет И. А. Морозова, (Третьяковская галерея). В светском портрете нарастают черты иронического сарказма <Княгиня О. К. Орлова> (там же).
Володя Галахов:
- И так, какое значение в портрете и в физиогностике имеет рот. При определении характера и судьбы человека китайские физиономисы считают рот одной из пяти важнейших черт. Идеальный рот должен иметь такую форму, чтобы желобок посередине верхней губы был сбалансирован с носом и лбом. У мужчин рот должен быть сильным, а губы твердыми. У женщин рот должен быть нежным, а губы мягкими. Общее правило: чем шире рот, тем лучше характер человека. Но большой рот, который не может плотно закрываться, выдает беспечный и нерешительный характер. Такие люди часто оказываются жертвами. Люди, родившиеся в обеспеченных семьях и не получившие доста точно внутренней энергии для борьбы за существование, часто имеют рот этого типа. Большой рот у женщины показывает, что у нее больше способности к служебной карьере, чем к домашней работе. Рот с уголками в виде лука означает, что человек не способен занимать высокие посты. Лукообразный рот часто встречается у людей с нормальным и малым весом. Люди, попадающие в эту категорию, часто имеют треугольную форму лица. У них наблюдается понижение чувствительности, но зато они склонны к большей нежности и привязанности, чем индивидуумы с большими ртами и тонкими губами. Большой рот с красными, блестящими губами характерен для людей, способных проявлять властность. Это люди с чувством ответственности, поддерживающие тесные семейные узы. То же справедливо и для людей с широкими ртами, у которых губы слегка загнуты кверху в углах рта. Если рот с твердыми губами открывается в виде большого квадрата, то это говорит о добродушном характере. Хорошо центрированный рот, без смещения в ту или иную сторону, также свидетельствует о беспечной натуре, не склонной к терзаниям. Широкий рот на полной, но твердой основе встречается у людей с крупной костной структурой. Они часто бывают поглощены собой, честолюбивы, авантюристичны и агрессивны. Но они также бывают равнодушны к своим успехам и поражениям.
Я
- Мне кажется, что все сказанное выше относится и к другим художникам-портретистам.
Василий Коханенко.
Конечто это так. Возьмите Николай Николаевич ГЕ - выдающегося мастера портрета. Он создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты - в частности, портрет Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. И все портретные данные физиогностике сходятся в этом портрете. Аналитичны и нервно-напряженны портреты Врубеля (К. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также С. И. Мамонтова. Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его <Автопортрет>, портреты А. А. Ахматовой, А. Белого. Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И Ленина полностью соответствует данным физиогностики. Но, пожалуй, еще ярче это проявляется в портретах Шилова Александра Максовича. Эти тщательно моделированные портреты-типы современников.
Я
- Интересно, а у западных портретистов, например у импрессионистов, это тоже находит свое подтверждение? Владимир Галахов:
- Конечно в меньшей степени, но их портерты тоже подтверждают данные физиогномистов. Например, Мане) Эдуар , французский художник. В традициях старых мастеров исполнен его <Портрет родителей> (частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина. Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Одновременно художник разрабатывает <испанскую> тему. Так, он создает <Лолу из Валенсии> (Музей д'Орсе, Париж) - портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, <сокровище с розово-черным мерцанием> (Бодлер). К <испанскому> циклу относятся также <Гитарерро> (Метрополитен-музей) и <Викторина Меран в костюме эспады> (там же).
Мане пишет <Олимпию> (Музей д'Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в <Завтраке на траве>, это Викторина Меран; в ногах женщины
помещена черная кошка - бодлеровский символ из <Цветов
зла>), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне,
Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетиша. Художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. В картине <Балкон> (Музей
д'Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В
парных композициях начала 1880-х гг. <Весна. Портрет Демарси> (Метрополитен-музей) и <Осень. Портрет Лоран> (Музей
изящных искусств, Нанси), ощущается некое предчувствие стиля
модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а
фигуры показаны в профиль.
В связи с намечающимся <возрождением> техники пастели
Мане пишет цветными мелками ряд произведений например, <Портрет Ирмы Бруннер>, (Музей д'Орсе, Париж), отличающийся
тонкостью красочных отношений. Василий Коханенко Или возьмите Поля Сезанна. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с
которым впоследствии долго был дружен. Через Золя знакомится
с художниками Э. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма.
Участвовал в выставках импрессионистов, однако не разделял
их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. В
числе значительных работ раннего периода - <Портрет отца>
(частное собрание). Видимо, этот портрет должен был доказать
отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей
профессии. В <Девушке у пианино> ( Эрмитаж) изображены сестника, пустующее кресло должно напоминать об
отце. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет
на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой
становится у него все более облегченным, как бы светящимся
изнутри.
В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От <Авто
портрета в фуражке> (Эрмитаж) с его некоторой <диковатостью>
и <японизацией> изображения глаз он переходит к созданию
обобщенных образов <Автопортрет> (частное собрание, Винтертур). Во всех портертах Сезанна мы находим подтверждение
идей физиогномистов.
Я
- Мне кажется, что физиогномисы на огромном опыте тысячилетий, а художники-портретисты на основе интуиции пришли к одному и тому же. Лицо, портрет не просто фотография, а мистически угадываемый характер человека, отражение его судьбы в прошлом и будущем.