Н. Ходаковский
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И МАГИЯ ЖИВОПИСИ
ЧАСТЬ III
МАГИЯ ЖИВОПИСИ
РУБЕНС
- Давайте посмотрим еще чьи-нибудь работы. - Сказал Володя Галахов на следующий день.
Он достал из шкафа альбом с репродукциями Рубенса.
- Творческий путь и наследие Рубенса чрезвычайно интересны, - говорил он, разворачивая репродукции. - Рубенс, точнее Рубенс, Питер Пауль фламандский живописец, основатель фламандской школы живописи барокко. Но он был не только живописец, но и ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. Рубенс, безусловно, принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 в. Современники называли его королем художников и художником королей.
- А из какой семьи происходил Рубенс? - спросил я.
- Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. Рубенс жил и работал в Италии, стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаго. Годы, проведенные в Италии, были заполнены работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей.
- Так Рубенс занимался только церковной тематикой? - спросил я.
- Нет, не только церковная живопись привлекала художника, -ответил Володя Галахов. - Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак, заметьте, по любви с Изабеллой Брант делают его творчество разнообразным. Он создает своего рода художественную Академию, примечательную колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы.
- А как работал Рубенс? - спросил я.
- Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, - вновь начал говорить Володя, - нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса - великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) - писались быстро, запечатлевая замысел мастера.
- Но следует учитывать, что Рубенс часто использовал труд своих учеников. - Заметил я. - После того как картина была готова, он проходил ее своей кистью. Однако по-настоящему магические полотна созданы им самим от начала до конца. Естественно, что магическое воздействие таких картин существенно разнятся.
- Рубенс нередко использовал старонидерландский обычай писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности. - Вставил Галахов. Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам. Космическая динамика борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: “Страшный суд”, “Малый Страшный суд”, “Падение грешников”, “Битва амазонок”. Стихия первозданного хаоса подчинена четко организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света.
- Дух жизнеутверждающей силы выделяет картины Рубенса на античные темы. - Вставил Василий Коханенко. - Они характеризуются торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью. Это “Статуя Цереры”, “Венера и Адонис”, “Союз Земли и Воды”.
Союз Земли и Воды
Кстати, все эти работы хранятся в Эрмитаже. “Возвращение Дианы с охоты” из Картинной галерея в Дрездене, “Венера перед зеркалом”, сцены "Вакханалий", прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли, хранящиеся в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.
Венера перед зеркалом
Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок.
- Простите, - прервал я, - но мы опять увлекаемся искусствоведческими аспектами, а мы договорились говорить о магическом воздействии живописи. Интересно, например, проследить, как влияют какие-то события в жизни художника на магическое воздействие его полотен.
- О, у Рубенса есть примечательный факт его биографии. - Ответил Володя Галахов. - В 53 года Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фоурмент. Этот шаг стал новым этапом его жизни, исполненной безмятежного семейного счастья. Он бросает придворную карьеру и дипломатическую деятельность и целиком отдается творчеству. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры "Суд Париса”, включает ее изображение в картину “Сад любви”.
Суд Париса
- Выходит, портрет любимой замещает лики богинь. Внеземное божество отождествляется им с земным божеством, любимой,
- прервал я его.
- Да, снова заговорил Володя, - и аура этих полотен светлая и чистая, но это уже не дорога к Небесному царству, а путь земных страстей и радостей.
- А что лежит в сюжетной основе этих работ? - спросил я.
- Ну об этом можно говорить долго. - заговорил Василий Коханенко. - Вот, например, Вирсавия. Ее имя неразрывно связано с царем Давидом. Это мальчик пастух, ставший царем Израиля. Множество легенд окружает библейский рассказ об этой сложной и противоречивой фигуре. Он был главарем шайки, воином, государственным деятелем; он объединил Израиль в единое царство и покорил Иерусалим, сделав его столицей; был музыкантом и традиционно считается автором псалмов. Его атрибутами являлась обычно музыкальный инструмент, как правило, арфа и корона. Хотя средневековые книги псалмов показывают Давида играющем на арфе или иногда псалтериуме, в ренесанском искусстве он держит какой-нибудь инструмент семейства виолы. Но дело не в этом. Давид является важной фигурой в христианском искусстве как прообраз Христа. Согласно евангелисту Матфею он был прямым потомком Христа.
Будучи царем, он не смог подняться над интригой, ставшей причиной смерти его любовницы.
- Интересно, что это за история? - спросил я.
- Однажды вечером, - продолжал рассказывать Василий, - прогуливаясь на крыше своего дворца, Давид увидел внизу красивую женщину, которая купалась. Эго была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, который в то время находился вдали от дома, на службе в армии Давида. По царской прихоти он приказал, чтобы ее доставили во дворец, и спал с нею. Она забеременела. Позже он написал командиру армии Урии письмо, в котором приказывал: “Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение... чтобы он был поражен и умер. Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.
Самое интересное, что поведение Давида, оправданию которому в нравственном понимании нет, тем не менее, не отвращало средневековую церковь от отыскания типологической параллели для этого эпизода: в нем видели прообраз Христа, а в Вирсавии - церкви.
- Все это крайне интересно и любопытно, - сказал я. - Теперь понятно, как важно знать историю сюжета и символы картин. А хотели бы вы иметь эти полотна дома, если бы представилась такая возможность?
- Как художники, безусловно да, - ответил Коханенко. - Им нет цены. Поэтому они и являются государственным состоянием. Но им место в государственных галереях. Если говорить об их воздействии на людей, на магическое действие, то, конечно, их нельзя держать дома.
- Почему? - спросил я.
- Слишком сильное действие для пространства небольшой квартиры, - сказал Василий - Они подавят вашу волю. Вся жизнь, вольно или невольно, будет посвящена этим полотнам. Простым смертным невозможно и нельзя иметь такие полотна дома.
На этом мы закончили обсуждение работ Рубенса в тот день.